Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (52) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-52-1-41-49
МНЕМОНИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ПРИНЦИП МИФОЛОГИЗМА - АТРИБУТЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ АВТОБИОГРАФИИ
В статье исследуется стихотворная автобиография, типологически представленная стихотворениями «Я» В.Я. Брюсова и А. Белого. Репрезентированная в номинации категорическая субъектная позиция предполагает нечто большее, чем просто стихотворная автобиография - уже даже потому, что универсальность и имперсональность «Я» в самом строгом смысле выходит за границы предметно-рефлексивной конкретики, становясь индифферентной по отношению к любому носителю данного статуса. В самом деле, без обращения к авторскому адресанту «Я» невозможно дешифровать кроме как присущую каждому поэту (само)данность сознания. Именно в этом аспекте центрирующего все вокруг себя «Я» как одновременно трансперсонального и имманентного лирического субъекта осмысляется поэтика стихотворения. Она определяется не только самопрезентацией лирического субъекта, но также и композиционно-семантическими и структурно-образными компонентами, циклически располагающимися вокруг него. Создающая двуединство лирического «я» мнемоническая рефлексия и тематическая доминанта образует семантическую сферу неразличения между «я» как «я» и «я» как «другой», оставляя его во всех отношениях константной «фигурой» - в контексте трансисторического континуума (Брюсов) и трансцендентно-личностного интуитивного представления (Белый). Перманентному возвращению «я» к самому себе способствует синкретизм презентативного времени в его явленном нерасчлененном потоке прошлого-настоящего-будущего, которому вторят основные маркеры-показатели поэтики - циклообразная (кольцевая) композиция, риторико-стилистические фигуры повтора и удвоения, синтаксического и семантического параллелизма, симметризирующие автобиографическое поэтическое высказывание. Вкупе с реинкарнационной идеей прапамяти (Брюсов), раздвоенной экзистенцией «я» (в качестве «я» и «другого»), сообразующимися с принципом вечного возращения, автобиографическое мировоззрение принимает в свой состав мифологизм, генетически доставшийся с архаических (долитературных) времен и придающий ему извечную универсальность, солипсизм, функциональную самодостаточность. Таким образом, мнемонический жанр поэтической автобиографии с репрезентацией одновременно личной и коллективной памяти в силу диалектической природы лирического «я», с его предельно выраженной доминантой и фактически безапелляционной к персональной конкретности (что манифестируется номинацией «Я») реанимирует (с помощью анамнесиса) и актуализирует мифическое с целью конституирования, поддержания сверхпрочной, целостно-типологической текстуальной позиции стихотворения «Я».
MNEMONIC REFLECTION AND MYTHOLOGISM ATTRIBUTES OF A POETIC AUTOBIOGRAPHY
The article examines the poetic autobiography, typologically represented by the poems "I" by V.Ya. Bryusov and A. Bely. The categorical subjective position represented in the nomination implies something more than just a poetic autobiography, even because the universality and impersonality of the "I" in the strictest sense goes beyond the boundaries of subject-reflexive specifics, becoming indifferent to any bearer of this status. In fact, without referring to the author's addresser, "I" cannot be deciphered, except as the (self-)givenness of consciousness inherent in every poet. It is in this aspect of the "I" centering everything around itself as both a transpersonal and immanent lyrical subject that the poetics of the poem is comprehended. It is determined not only by the self-presentation of the lyrical subject, but also by the compositional-semantic and structural-figurative components that are cyclically located around him. The mnemonic reflection and the thematic dominant that creates the dual unity of the lyrical "I" form a semantic sphere of indistinguishability between "I" as "I" and "I" as "other", leaving it in all respects a constant "figure" - in the context of the transhistorical continuum (Bryusov) and transcendent-personal intuitive representation (Bely). The permanent return of the "I" to itself is facilitated by the syncretism of the representative time in its apparent undivided flow of the past-present-future, which is echoed by the main markers-indicators of poetics - a cyclic (ring) composition, rhetorical-stylistic figures of repetition and doubling, syntactic and semantic parallelism, symmetrizing autobiographical poetic statement. Together with the reincarnation idea of great-memory (Bryusov), the bifurcated existence of the "I" (as "I" and "other"), consistent with the principle of eternal return, the autobiographical worldview takes into its composition mythologism, genetically inherited from archaic (pre-literary) times and giving him eternal universality, solipsism, functional self-sufficiency. Thus, the mnemonic genre of poetic autobiography with the representation of both personal and collective memory due to the dialectical nature of the lyrical "I", with its extremely pronounced dominant and virtually peremptory to personal specificity (which is manifested by the nomination "I") revives (with the help of anamnesis) and actualizes mythical for the purpose of constituting, maintaining a super-strong, holistic-typological textual position of the poem "I".
Список литературы
-
Белый А. Душа самосознающая / сост. и ст. Э.И. Чистяковой. М., 1999.
-
Белый А. Соч.: в 2 т. Т. I. Поэзия; Проза / вступ. статья, сост. и подгот. текста В. Пискунова. М., 1990.
-
Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви. Самопознание. URL: http://avidreaders.ru/read-book/metafizika-pola-i-lyubvi-samopoznanie-sbornik.html (дата обращения: 01.02.2022).
-
Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура). М., 1997.
-
Брюсов В. Стихотворения. Мн., 1981.
-
Гарипова Г.Т. Герменевтика как тип художественного мышления в русской литературе второй половины XX-XXI веков: оппозиция «Homo interpreter / Homo scribens» // Грехнёвские чтения: Литературное произведение в системе контекстов. Вып. 7. Нижний Новгород, 2017. С. 94-300.
-
Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. Философско-литературный журнал. 1991. № 2. С. 6-30.
-
Деотто П. Автобиографическая и литературная память при составлении автобиографии по заказу // AutobiografiЯ. 2013 (№ 2). pp. 101-106. URL: https://avtobiografija.com/index.php/avtobiografija (дата обращения: 30.01.2022).
-
Иванюк Б.П. Жанровая репрезентация времени в мировой поэзии (опыт системного описания) // Антропология времени: сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 1. Гродно, 2017. С. 95-104.
-
Лавров А.В. Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903 -1919. М., 2001.
-
Левина-Паркер М. Андрей Белый: путь к распятию как аспект серийного самосочинения // AvtobiografiЯ. 2014. № 3. С. 93-128.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
-
Литературные манифесты от символизма до наших дней / сост. и предислов. С.Б. Джимбинова. М., 2000.
-
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб., 2014.
-
Михайлов М.И. Эпос, драма, лирика как роды литературы (сущность, специфика, соотношение): автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 2006.
-
Москвина Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987.
-
Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002.
-
Нюбина Л.М. Поэтика и прагматика мнемонического повествования: На материале немецкой литературы воспоминаний ХХ века: дис.. д-ра филол. наук. СПб., 2000.
-
Пятигорский А.М. Мышление и наблюдение: четыре лекции по обсервационной философии. М., 2016.
-
Розенов Э.К. Применение закона «золотого сечения» в поэзии и музыке // Розенов Э.К. Статьи о музыке. М., 1982. С. 119-245.
-
Сапожникова Ю.Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности // Ученые записки ЗабГГПУ. 2012. С. 54-56.
-
Свердлов М.О. О жанровом мифе: Что воспевает пиндарическая ода? // Вопросы литературы. 2002. № 6. С. 112-134.
-
Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М., 2015.
-
Сундукова К.А. «Поэтика прапамяти»: преодоление автобиографизма // Филология и культура. Philology and culture. 2012. № 4(30). С. 30-33.
-
Толстой Н.И. Жизни магический круг // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
-
Торрезин Л. Автобиография: конструирование другого в себе. В. Брюсов и 'я'-апофеоз // AutobiografiЯ. 2014 (№ 3). pp. 245-254.
-
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / изд. подг. Н.А. Брагинская. М., 1997.
-
Холиков А. Автобиографическая заметка Д.С. Мережковского как механизм самозапечатления в культурной памяти // AvtobiografiЯ. 2012. № 1. С. 89-100.