Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (53) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-53-2-22-29
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА «ТВОРЧЕСТВО - ЖАТВА» В ПОЭЗИИ С. ПАРНОК
Статья посвящена актуальной в современной филологии проблеме способов и приемов формирования индивидуального авторского стиля, в нашем случае поэтического идиостиля одной из малоизученных поэтесс Серебряного века - Софии Парнок (1885-1933). Авторы акцентируют внимание на способах стилевого воплощения метафоры «творчество - жатва» в биографическом, публицистическом и поэтическом контекстах ее осмысления. Объектом исследования выступает лирика Парнок, яркого и самобытного представителя женской поэзии Серебряного века, литературного критика и переводчика. Предмет статьи состоит в исследовании особенностей раскрытия концептуальной метафоры «творчество - жатва», представляющей собой многослойное понятие, репрезентирующееся в различных поэтических дискурсах, на материале анализа лирических сборников Парнок «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). Раскрывая особенности семантического и стилевого воплощения мотива творчества в составе мотивно-образной парадигмы картины мира поэтессы, авторы видят научно-исследовательскую цель статьи в анализе средств его лексической репрезентации, важное место среди которых принадлежит метафорам, в частности, концептуальным. На основе совокупности таких методов, как историко-культурный, биографический, комментированное чтение, лингвостилистический анализ, авторами прослеживается эволюция отдельно взятого мотива с точки зрения его семантики и средств лингвостилевой вербализации. В выводах, к которым приходят авторы статьи, обосновано, что проблема формирования индивидуального авторского стиля - одна из ключевых в поэзии и публицистике Парнок, что обусловило актуализацию мотива творчества в ее лирических сборниках, где он раскрывается в тесной взаимосвязи с другими центральными образами и мотивами лирики поэтессы (музыки, полета, огня, тишины и др.). Метафоризация - ключевой стилевой прием в лирике Парнок, репрезентирующий лейтмотив творчества.
CONCEPTUAL METAPHOR "CREATIVITY IS A HARVEST" IN THE POETRY OF S. PARNOK
The article deals with the topical problem in modern philology of how to form an individual author's style, in our case, the poetic idiostyle of one of the little-studied poetesses of the Silver Age - Sofia Parnok (1885-1933). The authors focus on the ways of stylistic embodiment of the metaphor "creativity is a harvest" in the biographical, journalistic and poetic contexts of its comprehension. The object of the study is the lyrics of Parnok, a bright and original representative of women's poetry of the Silver Age, literary critic and translator. The subject of the article lies in the peculiarities of the disclosure of the conceptual metaphor "creativity is a harvest", which is a multi-layered concept, represented in various poetic discourses, based on the analysis of lyric collections by Parnok "Roses of Pieria" (1922), "Vine" (1923), "Music" (1926), "In an undertone" (1928). Revealing the features of the semantic and stylistic embodiment of the motive of creativity as part of the motif-figurative paradigm of the poetess's picture of the world, the authors see the research goal of the article in the analysis of the means of its lexical representation, an important place among which belongs to metaphors, in particular, conceptual ones. On the basis of a combination of such methods as historical-cultural, biographical, commentary reading, linguo-stylistic analysis, the authors trace the evolution of a single motif in terms of its semantics and means of linguo-stylistic verbalization. In the conclusions reached by the authors of the article, it is substantiated that the problem of the formation of an individual author's style is one of the key problems in Parnok's poetry and journalism, which led to the actualization of the motive of creativity in her lyrical collections, where it is revealed in close relationship with the central images and motives of the lyrics of the poetess (in particular, flight, fire, silence, etc.). Metaphorization is the central stylistic device in the lyrics of Parnok, representing the leitmotif of creativity.
Список литературы
-
Антология русской женской поэзии. М., 2007.
-
Арискина О.Л. Концептуальная метафора «жизнь - дорога» в письмах игумена Никона Воробьева // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы XIV Международной научной конференции (Владимир, 28-30 сентября 2021 г.). Владимир, 2021. С. 44-50.
-
Блок А.А. Сочинения: в 2 т. М., 1955.
-
Дубова М.А., Ивашевская Е.А. Стилевой феномен поэзии С.Я. Парнок: к вопросу о влиянии фетовских традиций // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5(84) 31 октября. С. 268-270.
-
Женская лирика. Минск, 2004.
-
Ивашевская Е.А., Дубова М.А. Стилевые приемы создания картины мира в сборнике С.Я. Парнок «Вполголоса» // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2(87). С. 435 - 437.
-
Парнок С.Я. Собр. стихотворений / подг. текста, предисл. и примеч. С.В. Поляковой. СПб., 1998.
-
Парнок С.Я. Вполголоса. М., 2010.
-
Полянин А. Дни русской лирики // Шиповник. 1922. № 1.
-
Полянин А. Константин Липскеров. Золотая ладонь // Шиповник. 1922. № 1.
-
Поляни А. В поисках пути искусства // Северные записки. 1913. № 5-6.
-
Романова Е.А. Опыт творческой биографии Софии Парнок. «Мне одной предназначенный путь…». СПб., 2005.