Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (53) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-53-2-40-45
ЦВЕТОЛЕКСЕМА «ЧЕРНЫЙ» В АДЫГСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Наиболее изучаемыми проблемами современной лингвистики являются вопросы построения лингвоцветовой картины и функционирования цветолексем в языковой картине мира. И более выразительными языковыми средствами являются колоронимы, выражающие оценочные и эмоциональные личностные смыслы. В современном языкознании активно разрабатываются актуальные вопросы построения лингвоцветовой картины и функционирования цветолексем в языковой картине мира и, в частности, художественном дискурсе. Художественный дискурс понимается как коммуникационная система, представляющая собой синтез специфических языковых форм, информации о реальной действительности, отраженной в тексте, отличающемся своим прагматическим содержанием. Прагматический уровень художественного дискурса представлен индивидуальным набором характерных языковых средств. В данной статье исследуется символика черного цвета в адыгской языковой картине мира. На основе исследования функционально-семантических особенностей цветонаименования «черный» во фразеологических единицах и пословичных выражениях языка выявляются их этнонациональные особенности. В результате исследования выявлено, что колороним «черный» имеет значения, преимущественно связанные с передачей семантики «плохой», «связанный со злом», «имеющий отношение к смерти». В то же время данный цвет используется и в положительном коннотативном значении - как обозначение чего-то редкого, уникального. С данным цветом связаны различные уникальные смысловые значения, которых нет в других языках в связи с отсутствием соответствующих реалий в культурах. Предметом исследования являются особенности проявления и функционирования колоронима «черный» в адыгском языке. Материалом исследования послужили языковые репрезентации исследуемого цветообозначения.
THE COLOR LEXEME "BLACK" IN THE ADYGHE LINGUOCULTURE
The most studied problems of modern linguistics are the issues of constructing a linguistic color picture and the functioning of color lexemes in the linguistic worldview. And more expressive linguistic means are coloronyms expressing evaluative and emotional personal meanings. This article examines the symbolism of the black color in the Adyghe language view of the world. Based on the study of the functional and semantic features of the color naming "black" in phraseological units and proverbial expressions of the language, their ethnonational features are revealed. As a result of the study, it was revealed that the coloronym "black" has the meanings mainly associated with the transmission of the semantics of "bad", "associated with evil", "related to death". At the same time, this color is also used in a positive connotative meaning - as a designation of something rare, unique. Various unique semantic meanings are associated with this color, which are not present in other languages due to the lack of corresponding realities in cultures. The subject of the study is the peculiarities of the manifestation and functioning of the coloronym "black" in the Adyghe language. The research material was the linguistic representations of the studied color designation.
Список литературы
-
Басовская Е.Н. Ассоциативное поле прилагательных-цветообозначений в русской языковой картине мира (по данным лингвистического эксперимента) // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы. Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета. Казань, 2004.
-
Гутова Л.А. Адыгские пословицы и поговорки: ситуативный контекст функционирования. Нальчик, 2006.
-
Езаова М.Ю. Языковые культурные коды в лексико-семантическом поле родства кабардино-черкесского языка. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. С. 98-101.
-
Езаова М.Ю., Карданов М.Л., Шугушева Д.Х. Проявление табу в системе родства адыгских языков // Филоlogos. Елец, 2019. Вып. 1(40). С. 27-32.
-
Кармоков М.М. А тополя все растут. Роман. Нальчик, 2004. На кабардино-черкесском языке.
-
Кешоков А.П. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Нальчик, 2004. На кабардино-черкесском языке.
-
Кешоков А.П. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Рассказ; Повести; Пьесы. Нальчик, 2007. На кабардино-черкесском языке.
-
Кудаева З.Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры. Нальчик, 2008.
-
Прокофьева Л.П. Лингвоцветовая картина мира Александра Блока // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы. Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета. Казань, 2004. С. 237-238.
-
Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. Аспект психолингвистического анализа. М., 1984.
-
Хараева Л.Х. Символика цветообозначений в языке поэзии Артюра Рембо. Проблемы общего и частного языкознания: лексико-грамматический и лингвокультурологический аспекты. Нальчик, 2017. С. 133-148.
-
Шогенцуков А.А. Сочинения. Нальчик, 2000. На кабардино-черкесском языке.