Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (53) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-53-2-46-53
ЭПИТАФИЯ СТИХОТВОРНАЯ: СЛОВАРНЫЙ ФОРМАТ
В соответствии со словарным форматом статьи дается определение жанра, указывается на его происхождение, перечисляются объекты эпитафиальной рефлексии (традиционные и эксклюзивные), рассматриваются различные жанровые модификации (автоэпитафия, кенотаф, детская, «эпитафия городу») и стилевые вариации (скорбная, обличительная, ироническая, шутливая, бурлескная, обсценная). Отмечены стилистические формулы и устойчивые тематические мотивы (биография умершего, его деяния, перечисление добродетелей, прощание с покойником и пр.) и оригинальные. Классифицированы многочастные объединения жанра (цикл, диптих, триптих, серия и сборник), а также приведены факты его участия в роли композиционной вставки в структуре художественного целого. Представлены строфический (сонет, рондо и др.) и метрический репертуар жанра (элегический дистих, гекзаметр, холиямб, силлабический стих, верлибр), речевые формы высказывания (монолог, диалог, в том числе - интертекстуальный). Особое внимание уделяется скрещиванию эпитафии с другими жанровыми мотивами (анакреонтика, бестиарий, биография, валета, в частности, конже, загадка, мартиролог, молитва, пастораль, «последнее стихотворение», поучение, проповедь, тестамент, экфрасис). Описана европейская история жанра в контексте поэтики литературных направлений, национальных и религиозных традиций. Подчеркнуто типологическое сходство эпитафии с ближне- и средневосточной мусульманской марсией, скальдической поминальной драпой, еврейской средневековой киной, арабской (доисламской) рисой, японским дзисеем. В статье приводится широкий историко-литературный материал мировой поэзии.
POETIC EPITAPH: DICTIONARY FORMAT
In accordance with the dictionary format of the article, the definition of the genre is given, its origin is indicated, the objects of epitaph reflection (traditional and exclusive) are listed, various genre modifications (auto-epitaph, cenotaph, children's, "epitaph to the city") and stylistic variations (mournful, accusatory, ironic, humorous, burlesque, obscene) are considered. Stylistic formulas and stable thematic motifs (biography of the deceased, his deeds, enumeration of virtues, farewell to the deceased, etc.) and original ones are noted. The multi-part associations of the genre (cycle, diptych, triptych, series and collection) are classified, and the facts of its participation in the role of a compositional insert in the structure of the artistic whole are given. The strophic (sonnet, rondo, etc.) and metrical repertoire of the genre (elegiac distich, hexameter, holyamb, syllabic verse, verlibre), speech forms of utterance (monologue, dialogue, including intertextual) are presented. Particular attention is paid to the crossing of the epitaph with other genre motifs (anacreontics, bestiary, biography, jack, in particular, conge, riddle, martyrology, prayer, pastoral, "the last poem", homily, sermon, testament, ecphrasis). The European history of the genre is described in the context of the poetics of literary trends, national and religious traditions. The typological similarity of the epitaph with the Near and Middle Eastern Muslim marcia, the skaldic memorial drape, the Jewish medieval kina, the Arabic (pre-Islamic) rice, the Japanese jisei is emphasized. The article presents a wide historical and literary material of world poetry.