Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (53) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-53-2-75-82
«НА ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЕ ВЕНЕРЕ...» Н. ГУМИЛЕВА: ПОЭТИКА И ОБРАЗНОСТЬ
В настоящее время феномен «последнего текста» и, в частности, такое явление, как «последнее стихотворение», представляют особый интерес для филологов. Само понятие «последнее стихотворение» допускает различные толкования. С одной стороны, это номинация результата хронологически последнего творческого акта поэта, с другой - это жанр мортальной поэзии. Но и то, и другое понимание последнего стихотворения сегодня нуждается в осмыслении. В представленной статье мы обращаемся к стихотворениям «В час вечерний, в час заката…», «Мои читатели», «На далекой звезде Венере…», образующим группу последних текстов Н. Гумилева. Первое стихотворение, известное как «Последнее стихотворение Н. Гумилева, будто бы найденное в камере, где он сидел перед расстрелом», - по всей видимости, миф лагерной поэзии и не принадлежит перу поэта. Второе стихотворение - программное, которое литературоведы называют особенным и во всех смыслах итоговым текстом Гумилева, его «поэтическим завещанием», написанным поэтом за несколько дней до ареста и удивительным образом в последний момент включенным в сборник стихов «Огненный столп». Однако «итоговый текст» - не значит «последний». Следует полагать, что последнее, написанное Гумилевым, стихотворение - «На далекой звезде Венере…», датированное июлем 1921 года. Рассмотрению его поэтики и образности посвящена данная статья. Свет, цвет, огонь на протяжении всего текста стихотворения семантизируются, подчеркивая инаковость пространства Венеры, отличие природы умирания на звезде и на Земле. Внутри стихотворения происходит движение «типа художественного содержания» от идиллического к элегическому, подчеркивая трагичность земного бытия и жизни человека, обреченной быть конечной. Поэтическое произведение, наполненное семантически насыщенной лексикой, религиозными и мифологическими образами, органично продолжает плеяду других поэтических текстов Гумилева, посвященных осмыслению бытия и небытия, жизни и смерти.
ON THE DISTANT STAR VENUS..." BY N. GUMILEV: POETICS AND IMAGERY
Currently, the phenomenon of "the last text" and the phenomenon of "the last poem" in particular are of the interest to philologists. The concept of "the last poem" admits of various interpretations. On the one hand, it is the nomination of the result of the chronologically last creative act of the poet, on the other hand, it is the genre of mortal poetry. But both understandings of the last poem need to be comprehended today. In the presented article, we turn to the poems "At the hour of evening, at the hour of sunset...", "My readers", "On the distant star Venus...", which compile the group of N. Gumilev's latest texts. The first poem, known as "The Last Poem by Gumilev, allegedly found in the cell where he was sitting before being shot," is a myth of camp poetry and does not belong to the poet's quill apparently. The second poem is the program work, which literary critics call the special and the final text of Gumilev, his "poetic testament", written by the poet a few days before his arrest and remarkably included in the collection of poems "Pillar of Fire" at the last moment. However, "the final text" does not mean "the last text". It should be assumed that the last poem written by Gumilev is "On the distant star Venus...", dated July 1921. This article presents the consideration of his poetics and imagery. Light, color, fireimages throughout the text of the poem are semanticized, the otherness of the space of Venus, the difference between the nature of dying on a star and on Earth are emphasized in every way. There is a movement of the "type of literary content" from the idyllic to the elegiac, emphasizing the tragedy of earthly existence and human life, doomed to be finite in the poem. The poetic work, filled with semantically rich vocabulary, religious and mythological images, organically continues the pleiad of other poetic texts by Gumilev devoted to the comprehension of being and non-being, life and death.
Список литературы
-
Балашова Е.А. Функционирование русской стихотворной идиллии в XX-XXI вв.: вопросы типологии: дис. … докт. филол. наук. Смоленск, 2015.
-
Бидерманн Г. Энциклопедия символов / общ. ред. и предисл. И.С. Свенцицкой. М., 1996.
-
Богомолов Н.А. Оккультные мотивы в творчестве Гумилева // Николай Гумилев и русский Парнас. Материалы науч. конференции 17-19 сентября 1991 года. СПб., 1992. С. 47-50.
-
Вальхалла - Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вальхалла (дата обращения: 26.10.2021).
-
Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/ах#значение (дата обращения: 17.10.2021).
-
Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
-
Голикова М. Последние стихи Николая Гумилева. URL: https://erdes.livejournal.com/408198.html (дата обращения: 18.10.2021).
-
Грибков А.Г. Семантика формы в стихотворениях Н.С. Гумилева // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7308 (дата обращения: 28.10.2021).
-
Гумилев Н.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. М., 2001. Т. 4. Стихотворения. Поэмы (1918-1921).
-
Зайцев Б.К. Собр. соч. Т. 9 (доп.). Дни. Мемуарные очерки. Статьи. Заметки. Рецензии. М., 2000.
-
Иванюк Б.П. «Последнее стихотворение» (рукописная статья из «Словаря стихотворных жанров», любезно предоставленная автору данной публикации. - М.С.).
-
Куликова Е.Ю. Тезаурус смерти в лирике Николая Гумилева // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2016. Т. 26. № 6. С. 94-102.
-
Малых В.С. Творчество Николая Гумилева: вузовский и школьный аспекты изучения. Ижевск, 2012.
-
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1991. Т. 1: А - К.
-
Муравьев В.Б. Мифы советского времени // Литературная газета. М., 1989. 5 июля. № 27. С. 5.
-
Оцуп Н.А. Николай Гумилев. Жизнь и творчество / пер. с франц. Л. Аллена при участии С. Носова. СПб., 1995.
-
Последнее стихотворение 100 русских поэтов XVIII-XX вв.: антология-монография / авт.-сост. Ю.В. Казарин. Екатеринбург, 2011.
-
Струве Н. Последнее стихотворение Н. Гумилева // Вестник РХД. № 98. IV. Париж - Нью-Йорк, 1970. С. 64-65.
-
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие. М., 1996.
-
Тюпа В.И. Модус художественности // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 1987. Т. 3 (Муза - Сят).
-
Хелемский Я. // Журнал «Литература». 2002. № 18. URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200201809 (дата обращения: 13.10.2021).
-
Чудинова Е. Ο загадках творчества Николая Гумилева. URL: http://elenachudinova.com/news/823-elena-chudinova-o-zagadkah-tvorchestva-nikolaya-gumileva.html (дата обращения: 10.10.2021).
-
Эльзон М.Д. О герое стихотворения «В час вечерний, в час заката..» // Русская литература. СПб., 2000. № 4. С. 150-153.
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1891. Т. V (9). Буны - Вальтер.
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1892. Т. VIА (12). Винословие - Волан.