Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (53) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-53-2-90-96
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО РОМАНА М.М. БАХТИНА В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАРРАТОЛОГИИ
В статье рассматривается теория полифонического романа М.М. Бахтина сквозь призму современной нарратологии. Отмечается, что традиционное литературоведение довольствуется лишь повторением постулатов Бахтина, игнорируя при этом тот факт, что его концепция не предоставляет достаточного объяснения феномену полифонического романа с точки зрения современной нарратологии. Концепция Бахтина фиксирует лишь внешние проявления романной полифонии, но не отвечает на вопрос о том, что должно было произойти в сознании субъекта, чтобы «на выходе» мы имели полифоническую форму на месте монологической. Остается не проясненным также, как собственно структурируется полифонизм в конкретной композиции повествования произведения. И значимость этого вопроса не только не уменьшилась, но возросла в связи с тем, что полифонизм внедрился в романную практику ХХ века, прежде всего, модернистскую. Таким образом, основная цель статьи - попытка пристальнее взглянуть на обозначенную проблему.
THE CONCEPT OF M.M. BAKHTIN'S POLYPHONIC NOVEL IN THE ASPECT OF MODERN NARRATIVE THEORY
The article examines the theory of M.M. Bakhtin's polyphonic novel through the prism of modern narratology. In the course of the discussion, it is noted that traditional literary criticism is content only with repeating Bakhtin's postulates, while ignoring the fact that his concept does not provide a sufficient explanation for the phenomenon of the polyphonic novel from the point of view of modern narratology. Bakhtin's concept captures only the external manifestations of novel polyphony, but does not answer the question of what should have happened in the mind of the subject so that "at the exit" we would have a polyphonic form in the place of the monologue. It also remains unclear how polyphonism is actually structured in the specific composition of the narrative of the work. And the significance of this issue has not only not decreased, but has increased due to the fact that polyphonism has been introduced into the novel practice of the twentieth century, primarily modernist. Thus, the main purpose of the article is an attempt to take a closer look at the designated problem.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа) // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 447-483.
-
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
-
Бахтин М.М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 72-233.
-
Валентинова О.И. Эстетика и лингвистика полифонии. М., 2001.
-
Женетт Ж. Границы повествовательности // Ж. Женетт. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т. 1., С. 283-298.
-
Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.
-
Кристева Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000. С. 458-483.
-
Михайлов А.В. Роман и стиль // Теория литературных стилей: современные аспекты изучения. М., 1982. С. 194-203.
-
Рымарь Н.Т. Узнавание и понимание: проблема мимезиса и структура образа в художественной культуре ХХ века // Вестник Самарского университета. Гуманитарный выпуск. 1997. № 3(5). С. 30-37.
-
Теория литературы: учеб пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т.; под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.,2004.
-
Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.