Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (54) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-54-3-23-29
СЕМАНТИКА АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ
В статье представлена попытка объяснить механизм порождения художественных эффектов антропонимов в нарративе. Выявляются наиболее распространенные подходы, раскрывающие эстетическую организованность антропонимов в художественном тесте. Отмечается, что каждый из подходов учитывает какие-то специфические свойства антропонимов, которые характеризуются как их эстетические коннотации. В рамках стилистического подхода учитываются узуально-стилевые свойства антропонимов, которые трактуются как их эстетические коннотации в художественном тексте, т.е. усматривается полное сходство между проявлением стилистических свойств антропонимов в обычной речи и закономерностями их использования в художественном тексте. При системном подходе собственные имена объединяются в одну семантическую парадигму с производящей апеллятивной лексикой и механизм художественной выразительности антропонимов объясняется апеллятивно-онимным взаимодействием, результатом которого оказываются так называемые «говорящие» имена. В исследованиях ономастического пространства одного, нескольких или всех текстов писателя как художественный факт рассматривается объем и содержание ономастикона. Мы предложили подход, основанный на том, чтобы объяснять механизм порождения художественного эффекта, исходя не из самих онимов, а из особенностей нарратива, прежде всего таких его параметров, как полифония и многозначность. В этой связи художественная коннотация онимов определена как информация, или идея, обусловленная некоторым определенным «прочтением» семантики антропонима в контексте целого художественного произведения. В качестве иллюстрации был привлечен материал из произведений разных писателей и показано, что художественная функция антропонимов опирается не только на семантику онимов или ономастикон, но также и на категории текста, определяемые спецификой художественной коммуникации, а именно: словесные ряды, типы повествователя и точки зрения. Через эти категории реализуется собственно нарративный механизм порождения художественных коннотаций онима, связанный с особенностями фигуры повествователя, чередованием точек зрения, имплицитными компонентами смысла, динамикой словесных рядов. Предложенный подход раскрывает дополнительные аспекты художественной семантики антропонимов.
SEMANTICS OF ANTHROPONYMS IN A LITERARY TEXT: DESCRIPTION PROBLEMS
The article presents an attempt to explain the mechanism of generating artistic effects of anthroponyms in the narrative. The most common approaches revealing the aesthetic organization of anthroponyms in the artistic test are revealed. It is noted that each of the approaches takes into account some specific properties of anthroponyms, which are characterized as their aesthetic connotations. Within the framework of the stylistic approach, the usual-stylistic properties of anthroponyms are taken into account, which are interpreted as their aesthetic connotations in a literary text, i.e. there is a complete similarity between the manifestation of stylistic properties of anthroponyms in ordinary speech and the patterns of their use in a literary text. With the systematic approach, proper names are combined into one semantic paradigm with the generating appellative vocabulary and the mechanism of artistic expression of anthroponyms is explained by the appellative-onymic interaction, the result of which are the so-called "talking" names. In the studies of the onomastic space of one, several or all of the writer's texts, the volume and content of the onomasticon are considered as an artistic fact. We have proposed an approach built upon explaining the mechanism of generating an artistic effect based not on the names themselves, but on the features of the narrative, first of all, its parameters such as polyphony and ambiguity. In this regard, the artistic connotation of onyms is defined as information, or an idea conditioned by a certain "reading" of the semantics of an anthroponym in the context of an entire work of art. As an illustration, material from the works of various writers was used and it was shown that the artistic function of anthroponyms is based not only on the semantics of onyms or onomasticons, but also on the categories of text determined by the specifics of artistic communication, namely: word series, types of narrator and points of view. Through these categories, the narrative mechanism of generating artistic connotations of the onym is realized, associated with the features of the narrator's figure, the alternation of points of view, implicit components of meaning, and the dynamics of word series. The proposed approach reveals additional aspects of the artistic semantics of anthroponyms.
Список литературы
-
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы. М., 2002.
-
Бурцев В.А. Текстовые функции и значения антропонимов как производные от концепции произведения (на примере рассказа И.А. Бунина «Руся») // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. Вологда, 2017. С. 122-124.
-
Виноградов В.В. О языке художественной прозы: избр. труды. М., 1980.
-
Горшков А.Н. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика: учебник для пед. ун-тов и гуманитарных вузов. М., 2006.
-
Григорьев В.П. Ономастика Велимира Хлебникова (индивидуальная поэтическая норма) // Ономастика и норма. М., 1976. С. 181-199.
-
Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы - Текст. М., 1996.
-
Куланов Вячеслав. История фамилии Меркулов // Проза. ру. URL: https://proza.ru (дата обращения: 06.01.2022).
-
Ма Вэньин. Антропонимика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2015.
-
Мурадян И.В. Антропонимия прозы А.С. Пушкина: дис.. канд. филол. наук. Одесса, 1988.
-
Никулкина О.Г. Ономастическое пространство повести А.П. Чехова «Дуэль» (к 160-летию со дня рождения писателя) // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2020. № 2. Т. 6. С. 95-108.
-
Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М., 1996.
-
Падучева Е.В. Эгоцентрические валентности и деконструкция говорящего // Вопросы языкознания. 2011. № 3. С. 3-18.
-
Пронченко С.М. Имена собственные в стихотворениях И.А. Бунина: системный подход (к 145-летию со дня рождения писателя) // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 2. С. 260-267.
-
Свотина К.В., Картавая Ю.К. Антропонимическое пространство романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Евразийский союз ученых. 2015. № 3(12). С. 81-84.
-
Скуридина С.А. Ономастический код художественных текстов Ф.М. Достоевского: автореф. дис.. докт. филол. наук. Елец, 2020.
-
Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 1973.
-
Суслова Т.Д. Антропонимы в тетралогии В.В. Катаева «Волны Черного моря» (антропонимические модели и их функционирование): автореф. дис. … канд. филол. наук. Одесса, 1986.
-
Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
-
Хазагеров Т.Г. Стилистические функции антономасии и трудности ее выявления в рассказах А.П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов-на-Дону, 1988. С. 5-11.
-
Чижова И.Л. Роль антропонимов в раскрытии идейного замысла романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Филологический класс. 2013. № 4(13). С. 74 -78.
-
Шебалов Р.Ю. Ономастическая игра в художественном тексте (на материале ранних рассказов А.П. Чехова): автореф. дис. …канд. филол. наук. Екатеринбург. 2004.
-
Шойбонова С.В. Имена собственные в художественной литературе: на материале прозаических произведений бурятских писателей: автореф. дис.. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 1999.
-
Щеглов Ю.К. Избранные труды. М., 2013.
-
Яровая Т.Ю. Личные собственные имена в дореволюционном творчестве И.А. Бунина: отбор и использование: автореф. дис.. кандид. филол. наук. Воронеж, 2000.
-
Forebears: имена и генеалогические ресурсы. URL: https://forebears.io/ru/surnames/khlestakov (дата обращения: 06.01.2022).