Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (54) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-54-3-54-62
О «КАМЕННОЙ» ПОЭТИКЕ МАНДЕЛЬШТАМА: МНЕМОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Поэзия О.Э. Мандельштама богата архетипическими образами - ключевыми для понимания как отдельного произведения, так и макротекстового образования - цикла стихов, книги стихов и т.д. К таким образам относится камень. Его ассоциативно-семантический контекст определяется культурной древностью и практическим применением: каменный век, предшествовавший цивилизации, явил человечеству мегалитические и литографические артефакты, эпиграфическую традицию, оружие и орудия труда и т.д. Продуктивность и широкомасштабность (универсальность) каменной культуры, репрезентируемой в известных исторических эпохах, не могла не остаться в памяти более поздних по хронологии периодов исторического развития вплоть до современности, не отразившись в художественных творениях. Многочисленные мифологические и литературные свидетельства соотносят образ камня с символом памяти. Подобно этому, архетипический образ камня у Мандельштама, номинативно введенный в заглавие книги стихов, приобретает значение акта творения не только в ритуально-строительном контексте, сколько создает органичный комплекс мнемонических смыслов, в котором сосредоточены ритуально-строительный, психофизиологический, историко-культурный (реминисцентный) концепты. Такая концентрация мнемонических смыслов вокруг образа «Камня» дает право применить к поэтике данной книге стихов эпитет «каменная». Мнемонический аспект «каменной» поэтики находит отражение в соответствующих памятных жанрах и их модификациях - экфрастических стихотворениях, эпиграфии, мотиве стихотворного «памятника». Таким образом, мифопоэтический (архетипический) образ камня позволяет выявить мнемоническое богатство смыслов книги стихов в сочетании с таким же изобилием жанровых репрезентаций, которые становятся понятны в русле ее «каменной» поэтики.
ABOUT THE "STONE" POETICS OF MANDELSTAM: THE MNEMONIC ASPECT
The poetry of O.E. Mandelstam is rich in archetypal images - key to understanding both a separate work and a macrotext formation - a cycle of poems, a book of poems, etc. Such images include stone. Its associative-semantic context is determined by cultural antiquity and practical application: the Stone Age, which preceded civilization, revealed to mankind megalithic and lithographic artifacts, epigraphic tradition, weapons and tools, etc. The productivity and large-scale (universality) of the stone culture, represented in well-known historical epochs, could not but remain in the memory of later chronologically periods of historical development up to the present, without being reflected in artistic creations. Numerous mythological and literary evidences correlate the image of the stone with the symbol of memory. Similarly, the archetypal image of the stone in Mandelstam, nominatively introduced into the title of the book of poems, acquires the meaning of the act of creation not only in the ritual-building context, but also creates an organic complex of mnemonic meanings, in which the ritual-building, psychophysiological, historical and cultural (reminiscential) concepts are concentrated. Such concentration of mnemonic meanings around the image of "Stone" gives the right to apply the epithet "stone" to the poetics of this book of poems. The mnemonic aspect of "stone" poetics is reflected in the corresponding memorable genres and their modifications - ecphrastic poems, epigraphy, the motif of the poetic "monument". Thus, the mythopoetic (archetypal) image of the stone makes it possible to reveal the mnemonic richness of the meanings of the book of poems in combination with the same abundance of genre representations that become clear in the mainstream of its "stone" poetics.
Список литературы
-
Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий / пер. с лат. М., 1992.
-
Аверинцев и Мандельштам: Статьи и материалы / под ред. Д.Н. Мамедовой. М., 2011.
-
Аверинцев С.С. Собр. соч. / под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София - Логос. Словарь. К., 2006.
-
Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура). М., 1997.
-
Брюсов В.Я. Стихотворения. Мн., 1981.
-
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб., 2001.
-
Жреческие коллегии в Раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М., 2001.
-
Иванов Вяч.Вс. Рождающая гора и рождение от камня // Живой камень: от природы к культуре. М., 2015. С. 25-40.
-
Иванюк Б.П. Эпиграфия стихотворная: словарный формат // Филоlogos. № 1(52). С. 50-55.
-
Кихней Л.Г. Осип Мандельштам. Бытие слова. М., 2000.
-
Кондаков И.В. Семантический кластер в поэтике О. Мандельштама // Новый филологический вестник. 2018. № 4(47). С. 16-25.
-
Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. М., 1997.
-
Маковский М.М. Мифопоэтические этюды // Вопросы языкознания. 2007. № 2. С. 35-56.
-
Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996.
-
О.Э. Слово и культура // Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. М., 1987.
-
Мандельштам О.Э. Соч.: в 2 т. Т. 1. Стихотворения. М., 1990.
-
Петрова Н.А. «Камень» - обертоны смысла // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века: материалы Третьих Дягилевских чтений. Вып. 1. Пермь, 1993. С. 217-221.
-
Последнее стихотворение 100 русских поэтов XVIII - XX вв.: антология-монография / авт.-сост. Ю.В. Казарин. Екатеринбург, 2011.
-
Сологуб Ф. Звезда Маир: Стихотворения. М., 1998.
-
Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995. № 6. С. 17-29.
-
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.
-
Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред. А.В. Гулыга. М., 1982.
-
Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 199-215.
-
Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла: автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 1990.
-
Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123.
-
Элиаде М. Сакральное и мирское. М., 1994.