Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (54) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-54-3-87-93
ПОДХОДЫ К ЛИТЕРАТУРЕ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ: В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ
В статье анализируются наиболее распространенные исследовательские подходы к литературе поздней античности. Автор прослеживает возникновение интереса к литературе поздней античности в европейской историографии XX в., причем особое внимание уделяется трем основным исследовательским траекториям: восходящее к А. фон Гарнаку представление об эллинизации христианства, ставящее его на положении неоригинальных подражателей классической философской традиции; полемическое к вышеупомянутому представление о положительном вкладе христианства, «воцерковившего» античность и сохранившего лучшие его образчики (Э. Жильсон, Я. Пеликан, прот. Г. Флоровский и др.), а также подход Э. Доддса, который сознательно игнорировал христианские тексты в исследованиях интеллектуальной истории поздней античности. Изучив подходы теологов середины XX в., а также доминирующий в классической филологии Э. Доддса, автор приходит к выводу о их недостаточности на современном этапе исследований поздней античности: подходы условных «патрологов» и «классиков» имеют свойство пренебрегать серьезным анализом эллинских либо христианских текстов, создавая впечатление либо о независимом существовании платонических школ, не учитывающих широкого поля взаимных влияний, либо о вторичной и подражательной природе интеллектуальной жизни христиан, чье богословие при таком отношении оказывается вторичным и заведомо ущербным. В заключение автор приходит к выводу о необходимости серьезным образом учитывать христианские тексты при анализе деятельности платонических школ, что позволит преодолеть доминирующее в литературе представление об интеллектуальной замкнутости неоплатонических школ к христианству в поздней античности.
APPROACHES TO THE LITERATURE OF LATE ANTIQUITY: IN SEARCH OF THE GOLDEN MEAN
The article analyses the most common research approaches to the literature of Late Antiquity. The author traces the emergence of interest in the literature of Late Antiquity in twentieth-century European historiography, focusing on three research trajectories: the notion of the Hellenization of Christianity, tracing back to A. von Harnack, which put Christians in the position of unoriginal imitators of the classical philosophical tradition; the polemical view of the positive contribution of Christianity, which "churched" antiquity and preserved its best specimens (E. Gilson, J. Pelikan, archpriest G. Florovsky, etc.), and the approach of E. Dodds, who deliberately ignored Christian texts in his studies of the intellectual history of Late Antiquity. Having studied the approaches of theologians of the mid-twentieth century, as well as those of E. Dodds, the author comes to the conclusion that they are insufficient for modern studies of Late Antiquity: the approaches of conventional "patrologists" and "classicists" have tended to neglect serious analysis of Pagan or Christian texts, creating an impression either of independent existence of Platonic schools, without considering the wide field of mutual influences, or of secondary and imitative nature of Christian intellectual life, whose theology turns out to be second-rate. Finally, the author concludes that there is a need to take Christian texts seriously in the analysis of the activities of the Platonic schools, which will make it possible to overcome the dominant view in the scholarship of the intellectual insensitivity of the Neoplatonist schools to Christianity in Late Antiquity.
Список литературы
-
Arnobii adversus nationes libri VII / ed. C. Marchesi. Torino: Paravia, 1953. (Corpus Scriptorum Latinorum Paravianum).
-
Bolgov N.N. Late Antiquity: new methodological approaches to transitional historical era // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2015. № 4(6). С. 17-19.
-
Brown, P. The World of Late Antiquity. AD 150-750. London, 1971.
-
Daniélou J. Les origines du christianisme latin. Paris, 1978.
-
Daniélou J. Message évangélique et culture hellénistique aux IIe et IIIe siècles. Paris: Éd. du Cerf, 1990;
-
Dodds E. Augustine’s Confessions: A Study of Spiritual Maladjustment // Hibbert Journal. 1927. Vol. 26. P. -473.
-
Dodds E. Euripides the Irrationalist // Classical Review. 1929. Vol. 43. P. 97-104.
-
De Vogel, C.J. Platonism and Christianity: A mere Antagonism or a profound common ground? // Vigiliae Christianae. 1985. Vol. 39(1). P.1-62.
-
Dörrie H. Die Andere Theologie // Theologie Und Philosophie. 1981. Bd. 56 (1). S. 1-46.
-
Epictetus, Diss. 3.23.30, Epicurus, Epist. 3. 122, Stob. Ecl. 2. 7. 2 (Wachsmuth - Hense).
-
Florovsky G. Patristics and Modern Theology // Hamilcar S. Alivisatos (ed.). Procès-verbaux du premier congrès de théologie orthodoxe à Athènes, 29 Novembre - 6 Décembre 1936. Athènes, 1939. P. 238-242.
-
Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l'Espagne wisigothique. Paris, 1959.
-
Fontaine J. Aspects et problèmes de la prose d’art latine au 3e siècle. La naissance des styles latins chrétiens. Torino, 1968.
-
Gilson E. History of Christian philosophy in the Middle Ages. New York: Random House, 1955. P. 6.
-
Harnack A. von. Das Wesen des Christentums: sechzehn Vorlesungen vor Studierenden aller Fakultäten im Wintersemester 1899/1900 an der Universität Berlin. Tübingen: Mohr Siebeck, 2005. (рус. пер. цитат по статье П.Б. Михайлова [27]).
-
Harnack A. von. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freiburg: Mohr, 18882. Bd. 1р (рус. пер. Гарнак А. Раннее христианство: в 2 т. М., 2001. Т. 2).
-
Lloyd-Jones, H. Eric Robertson Dodds // Gnomon. 1980. Vol. 52, no. 1. P. 78-83
-
Loisy A. L’Évangile et l’Église. Paris, 1902.
-
Loofs F. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Bd. 1: Dogmengeschichte der alten Kirche bis zur Ausbildung der griechischen Orthodoxie. Halle - Saale, 1951.
-
Mohrmann Chr. Études sur le latin des chrétiens. Vol. I - IV. Roma, 1961-1977.
-
Momigliano A. Alien Wisdom. The Limits of Hellenization. Cambridge: Cambridge University Press, 1975.
-
Pelikan J. Christianity and Classical Culture. The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. Gifford Lectures at Aberdeen, 1992-1993. New Haven, 2003.
-
Shichalin Yu. The Traditional View of Late Platonism as a Self-contained System // Studia Patristica. Vol. LXII. Papers presented at the Sixteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2011 / Edited by Markus Vinzent. Vol. 10: The Genres of Late Antique Literature, 2013. P. 3-9.
-
Synesii Cyrenensis Hymni et Opuscula / rec. N. Terzaghi. Vol. I-II. Romae, 1939-1944.
-
Гарнак А. Сущность христианства. СПб, 1907.
-
Доддс Э. Греки и иррациональное / пер. с англ., коммент. и указатель С.В. Пахомова; Послесл. Ф.Х. Кессиди. СПб., 2000.
-
Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время: некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина / пер. с англ. А.Д. Пантелеева и А.В. Петрова; вступ. ст. А.Д. Пантелеева. СПб, 2003.
-
Миллер Т.А. Воспоминания о Сергее Ивановиче Соболевском // LIBRARIUS. Новейшая история антиковедения в России. URL: http://librarius.narod.ru/personae/sisob3.htm (дата обращения: 08.08.2022).
-
Михайлов П.Б. Концепция эллинизации христианства в истории теологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 50-68.
-
Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. М.; Харьков, 2000.
-
Филатова Н.В., Филатов Ф.Р. О возможности исторического психоанализа // Новое прошлое / The New Past. 2017. № 4. С. 106-126.
-
Шалаева А.В. Вокруг «Рождения трагедии». Эрик Робертсон ДОДДС (1893-1979): Греки и иррациональное. URL: https://www.hse.ru/data/2013/12/16/1338306733/А.Шалаева_Доддс.pdf (дата обращения: 08.08.2022).