Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (55) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-55-4-5-11
ОБРАЗ ДОМА В РОМАНЕ АРНО ГАЙГЕРА «У НАС ВСЕ ХОРОШО»: СЕМАНТИКА И ПОЭТИКА
В статье рассматриваются семантика и поэтика образа дома в романе современного австрийского писателя Арно Гайгера «У нас все хорошо». Архетип дома в различных культурах связывается с представлениями ο «своем» пространстве, прочностью жизненного уклада и верностью семейным традициям. В рамках жанра семейного романа дом выступает как центральный хронотоп, обладая определенными чертами идиллического пространства. Семантика образа дома в романе Гайгера формируется как совокупность его восприятий героями романа, в которых актуализируются архетипические культурные оппозиции: хаос/космос, замкнутое и разомкнутое пространство (дом/дорога), а также граница между ними: дом/порог. Кроме этого, в романе Гайгера дом семьи Штерк выступает как хранилище семейной памяти, средоточием которой выступает чердак, а также доминирующие в интерьере закрытые пространства шкафов, ящиков, сундуков, содержащие старые письма и фотографии. Филипп Штерк, наследник и последний представитель рода, не готов встретиться с семейным прошлым, поэтому он очищает чердак и выбрасывает предметы, связанные с историей семьи. Образу Филиппа противопоставлена Альма, хранительница семейной памяти, защитница домашнего пространства от хаоса и разрушения. В восприятии главы семьи, Рихарда Штерка, дом приобретает черты сакрального пространства и одновременно идиллии, которая оказывается проницаемой в силу внутрисемейных конфликтов и исторических событий. Интерьер дома отражает концепцию семьи Рихарда, связанную с представлениями о неизменности семейных традиций. Десакрализация пространства дома происходит в восприятии дочери-бунтарки Ингрид. Помимо хронотопа дома ключевую роль в романе Гайгера играет хронотоп порога (крыльца), символизирующий кризис в судьбе младшего представителя рода. Традиционная для семейного романа ситуация упадка семейства в романе Гайгера предстает как гибель семейной памяти.
THE IMAGE OF THE HOUSE IN ARNO GEIGER’S NOVEL «ES GEHT UNS GUT»: SEMANTICS AND POETICS
The article examines the semantics of the image of the house in the novel by the modern Austrian writer Arno Geiger "Es geht uns gut". The archetype of the house in various cultures is associated with ideas about "their own" space, the strength of the way of life and loyalty to family traditions. Within the genre of the family novel, the house acts as a central chronotope, having certain features of an idyllic space. The semantics of the image of the house is formed as a combination of its perceptions by the characters of the novel, which actualizes archetypal cultural oppositions: chaos/cosmos, closed and open space (house/road), as well as the boundary between them: house / threshold. Besides that in Geiger's novel, the house of the Sterk family acts as a repository of family memory, the focus of which is the attic, as well as the dominant images of closed spaces in the interior: cabinets, drawers, chests storing old letters and photographs. Philip Sterk, the heir and last member of the family, is not ready to face the family past, so he cleans the attic and throws away the things connected with the family history. The image of Philip is contrasted with Alma, the keeper of family memory, the defender of the home space from chaos and destruction. In the perception of the head of the family, Richard Sterk, the house acquires the features of a sacred space and at the same time the features of an idyll, which turns out to be permeable due to intra-family conflicts and historic development. The interior of the house reflects Richard's conception of the family, associated with the idea of the immutability of family traditions. Desacralization of the space of the house occurs in the perception of the rebellious daughter Ingrid. In addition to the chronotope of the house, the chronotope of the threshold (porch) plays a key role in Geiger's novel, symbolizing the crisis in the fate of the younger representative of the genus. The traditional situation of family decline in a family novel appears in Geiger's novel as the death of the family memory.
Список литературы
-
Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Б. Хлебникова. М., 2018.
-
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
-
Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М., 2004.
-
Бурдина С.В. Мотив возвращения домой в поэзии А. Ахматовой 1940 // Вестник Пермского университета. 2014. № 1(25). С. 12-120
-
Гайгер А. У нас все хорошо. Роман. М., 2011.
-
Коробейникова А.А., Пыхтина Ю.Г. О пространственных архетипах в литературе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 11(117). С. 44-50.
-
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. C. 257-268.
-
Никольский Е.В. Семантическая роль мотива отчего дома в романах-семейных хрониках // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 1. С. 53-56.
-
Geiger A. Der Hahnenschrei. Drei Reden. München, 2019.
-
Gösweiner F. Arno Geigers Es geht uns gut (2005). Erinnerungsverweigerung der Enkelgeneration als Resultat des postmodernen Individualisierungsprozesses // Grugger H., Holzner J. Der Generationenroman. Band 1. Berlin/Boston, 2021. S. 548-563.
-
Hage V. Wühlarbeit im Haus der Ahnen // Der Spiegel. 28.08.2005. URL: https://www.spiegel.de/kultur/wuehlarbeit-im-haus-der-ahnen-a-0f81e1b5-0002-0001-0000-000041583147 (дата обращения: 01.11.2022).
-
Herrmann L., Horstkotte S. Gegenwartsliteratur. Eine Einführung. Stuttgart, 2016.
-
Jeleč M. Formen der Vergangenheitsbewältigung in ausgewählten zeitgenössischen österreichischen Generationenromanen // Lovric G., Jeleč M. Familie und Identität in der Gegenwartsliteratur. Frankfurt am Main, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Warzsava, Wien: Peter Lang, 2016. S. 147-162.
-
Vedder U. Erblasten und Totengespräche. Zum Nachleben der Toten in Texten von Marlene Streeruwitz, Arno Geiger und Sibylle Lewitscharoff // De Winde A., Gilleir A. Literatur im Krebsgang. Totenbeschwörung und memoria in der deutschsprachigen Literatur nach 1989. Amsterdam-New York, 2008. S. 227-242.