Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (55) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-55-4-12-21
О ФОРМИРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ЖАНРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДИАЛОГЕ ЕВРОПЕЙСКИХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕОРЕТИКОВ ДРАМЫ
В статье рассматривается диалог европейской и русской теоретической мысли, нашедший свое практическое воплощение в формировании этико-эстетических приоритетов и жанровой системы русской драматургии в ситуации переходности. Доказывается, что разработка русской теории драмы и ее жанровой идентичности происходит под неоднозначным влиянием европейских эстетических сочинений. Возникающий диалог между европейскими и отечественными научными интенциями выявляет культурный контраст, базирующийся на ряде факторов, обусловленных различиями в социокультурных исторических и иных традициях. Успешность такой философско-теоретической коммуникации определяется глобальностью и актуальностью поставленных проблем, а аксиологическая оппозиция, лежащая в основе формирования ряда теоретических аспектов, выявляя различные оценочные характеристики, свойственные для европейского и русского сознания, тем не менее, обнаруживает возможности сближения. Проблема рассматривается в статье на сопоставлении эстетических сочинений европейских философов Канта, Гегеля, Шеллинга, Шлегеля, Фишера и Шопенгауэра и теоретических сочинений А.Ф. Мерзлякова. Показывается, что некоторая ограниченность и отдельные концептуальные недостатки сочинений Мерзлякова не умаляют глубокого и серьезного содержания его эстетических интенций. Этико-эстетическая концепция Мерзлякова продемонстрировала аналитический подход и критичность по отношению к европейской теории драмы, к традиционной классицистической эстетике и формирующейся эстетике романтизма. Она несла важную тенденцию преодоления архаичной жанровой системы отечественной драматургии, направляя русскую литературу по вектору ее дальнейшего эволюционного развития. Автор статьи приходит к выводу, что возникший на рубеже XVIII-XIX веков русско-европейский диалог имманентно продолжает определять жанрообразующие процессы в любой переходный период.
ON THE FORMATION OF SOME GENRE TRENDS IN THE DIALOGUE OF EUROPEAN AND DOMESTIC DRAMA THEORISTS
The article discusses the dialogue of European and Russian theoretical thought, which has found its practical embodiment in the formation of ethical and aesthetic priorities and the genre system of Russian dramaturgy in a transitional situation. It is proved that the development of the Russian theory of drama and its genre identity occurs under the ambiguous influence of European aesthetic works. The emerging dialogue between European and domestic scientific intentions reveals the cultural contrast based on a number of factors caused by differences in socio-cultural historical and other traditions. The success of such philosophical and theoretical communication is determined by the global nature and relevance of the problems posed, and the axiological opposition underlying the formation of a number of theoretical aspects, revealing various evaluative characteristics characteristic of European and Russian consciousness, nevertheless reveals the possibilities of convergence. The problem presented in the article is considered by comparing the aesthetic works of the European philosophers Kant, Hegel, Schelling, Schlegel, Fischer and Schopenhauer and the theoretical works of A.F. Merzlyakov. It is shown that some limitations and some conceptual shortcomings of Merzlyakov's works do not detract from the deep and serious content of his aesthetic intentions. Merzlyakov's ethical and aesthetic concept demonstrated an analytical approach and criticality in relation to the European theory of drama, to the traditional classicist aesthetics and the emerging aesthetics of Romanticism. It carried an important tendency to overcome the archaic genre system of Russian dramaturgy, guiding Russian literature along the vector of its further evolutionary development. The author of the article comes to the conclusion that the Russian-European dialogue that emerged at the turn of the XVIII-XIX centuries immanently continues to determine genre-forming processes in any transitional period.
Список литературы
-
Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М., 1968-1973.
-
Драматический вестник. 1808. Ч. 1. № 8.
-
Дробницкий О.Г. Моральная философия. М., 2002.
-
Каменский З.А. Русская эстетика первой трети XIX века. Классицизм // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974.
-
Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963-1966.
-
Русские эстетические трактаты первой половины XIX века. М., 1974.
-
Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
-
Шлегель Ф. Эстетика. Философия, Критика: в 2 т. М., 1983.
-
Шопенгауэр А. Полн. собр. соч.: в 3 т. М., 1901-1903.
-
Vischer F.T. Aesthetik oder Wissenschaft des Schönen. Reutlingen; Leipzig, 1846. URL: https://deutschestextarchiv.de/book/show/vischer_aesthetik01_1846 (дата обращения: 13.11.2022).