Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (55) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-55-4-22-29
МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИРИЧЕСКОГО НАПУТСТВИЯ КАК ПОСТОЯННЫЙ ПРИЗНАК ЖАНРА
Природа и сущность, а тем более матричные признаки лирического напутствия до сих пор остаются не до конца проясненными, впрочем, как и многих малых жанровых форм - не только лирики, но и прозы. Это может быть объяснено неоправданно завышенным вниманием литературоведов к изучению традиционных (ведущих) жанров, идущим зачастую в ущерб исследованию факультативных (второстепенных) литературных форм, а с другой стороны, отсутствием фундаментальных работ систематического характера и самой спецификой предложенного в качестве объекта исследования жанра, заключенной в его периферийном (маргинальном) положении, какое он и поныне занимает в литературном процессе. Целью статьи является выявление наиболее устойчивых признаков жанра, дающих основание говорить о его исторической динамике развития. Вследствие чего для анализа были подобраны произведения, несущие в своей структурно-семантической организации наиболее разнообразные и репрезентативные способы жанрового мироотношения. По итогам исследования автор приходит к выводу о том, что диапазон художественной модальности напутствия простирается от доверительно дружеского наставления, сохраняющего фольклорные черты родительского наказа («Напутствие» В. Курочкина), до сатирической дискредитации изначально присущей жанру дидактической установки («Напутствие сыну» А.П. Сумарокова). Дифференцируются и способы жанрового существования - от мотива до жанрового синтеза («Напутствие» И.А. Бунина). К основным атрибутивным признакам лирического напутствия относятся императивность речи лирического субъекта, направленная к лирическому объекту, в которой доминирует дидактический компонент, автологический образ пути, «пограничный» хронотоп, проспективная репрезентация времени, малая стихотворная форма и мнемонический потенциал, заложенный как в назывном мотиве («Помни!»), так и в контекстуальных аллюзиях, перифразах, сообразующихся с этапом существования жанра - от канонического, где ведущим принципом поддержания жизни жанра является «память жанра», до деканонического, модифицирующего его облик «памятью о жанре».
MNEMONIC POTENTIAL OF LYRICAL PARTING WORDS AS A PERMANENT FEATURE OF THE GENRE
The nature, essence, and even the matrix signs of lyrical parting words still remain not fully clarified, as well as many small genre forms - not only lyrics, but also prose. This can be explained by the unjustifiably excessive attention of literary critics to the study of traditional (leading) genres, often going to the detriment of the study of optional (secondary) literary forms, and on the other hand, the lack of fundamental works of a systematic nature and the very specifics of the genre proposed as an object of research, enclosed in its peripheral (marginal) position, which it is it still occupies in the literary process. The purpose of the article is to identify the most stable features of the genre, which give reason to talk about its historical dynamics of development. As a result, works were selected for analysis, bearing in their structural and semantic organization the most diverse and representative ways of genre world relations. According to the results of the study, the author comes to the conclusion that the range of artistic modality of parting words extends from confidentially friendly instruction, preserving the folklore features of the parental order ("Parting words" by V. Kurochkin), to satirical discrediting of the didactic attitude originally inherent in the genre ("Parting Words to the son" by A.P. Sumarokov). The ways of genre existence are also differentiated - from motive to genre synthesis ("Parting Words" by I.A. Bunin). The main attributive features of lyrical parting words include the imperative of the lyrical subject's speech directed to the lyrical object, in which the didactic component dominates, the autological image of the path, the "borderline" chronotope, the small poetic form and the mnemonic potential inherent both in the named motive ("Remember!") and in contextual allusions, periphrases, consistent with the stage of the existence of the genre - from the canonical, where the leading principle of maintaining the life of the genre is the "memory of the genre", to the decanonic, modifying its appearance with the "memory of the genre".
Список литературы
-
Александрова И.Б. Жанровая система русской поэзии XVIII века: от В.К. Тредиаковского до Г.Р. Державина // Пушкинские чтения-2016: сборник статей. СПб., 2016. С. 42-49.
-
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2005.
-
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. М., 1997. С. 159-206.
-
Бунин И. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Стихотворения 1888-1952. М., 1987.
-
Иванюк Б.П. Дидактическая поэзия: словарная версия. 2016. № 1(28). С. 27-31.
-
Иванюк Б.П. Жанровая репрезентация времени в мировой поэзии (опыт системного описания) // Антропология времени: сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 1. Гродно, 2017.
-
Иванюк Б.П. Память жанра, память о жанре и метажанр // Наукові праці Кам’янець Подільського національного університету імені Івана Огієнка: Філологічні науки. Вип. 27. Кам’янець Подільський, 2011. С. 92-96.
-
Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., 1970.
-
Курочкин В. Стихотворения. Статьи. Фельетоны. М., 1957.
-
Москвина Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987.
-
Овидий. Собр. соч.: в 2 т. СПб., 1994. Т. 1.
-
Огарев Н.П. Избранные произведения в 2 т. М., 1956. Т. 1.
-
Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения. М., 1956. Т. 2.
-
Причитания / под ред. Б.Н. Путилова. Л., 1960.
-
Рабинович В.Л. Зеркало и смерть // Фигуры Танатоса: Искусство умирания: сборник статей. СПб., 1998. С. 5-11.
-
Русская поэзия XIX века // Библиотека всемирной литературы. Т. 106.
-
Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957.
-
Таршина О.М. Семантика анапеста в поэзии И.А. Бунина // Известия Смоленского государственного университета. 2009. № 3(7). С. 6-17.
-
Тредиаковский В.К. Сочинения и переводы как стихами, так и прозою. СПб., 2009.
-
Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 4. С. 8-31.
-
Тюпа В.И. Перформативные основания лирики // XLII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, 11-16 марта 2013 г. СПб., 2014. С. 306-312.
-
Чистяков В.А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях XIX-XX вв. // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 114-127.