Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (55) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-55-4-62-68
ИРОНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
Цель исследования - проанализировать художественную функциональность и приемы создания иронического плана в волшебной повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Произведение не раз становилось объектом научных изысканий, однако с указанных позиций еще не рассматривалось, что обеспечило новизну предпринятого исследования. В статье сделан обзор существующих определений иронии, на основании этого обзора выделены значимые черты рассматриваемого явления, в частности, двойной смысл, несовпадение высказываемого и подразумеваемого, синтез противоположного, а также имплицитное присутствие в тексте. Особое внимание обращено на осмысление иронии романтиками, в первую очередь Ф. Шлегелем; указано на разность воплощения иронии ранними и поздними романтиками, что было связано с эволюцией романтизма и трансформацией их эстетических принципов. Был сделан вывод о том, что Погорельский во многом наследует традиции немецкого романтизма, прежде всего Э.Т.А. Гофмана, но вместе с тем обнаруживает и оригинальные черты собственного индивидуального стиля. Автор «Черной курицы...» травестирует элементы крупных жанров (прежде всего, рыцарского романа), включая их в произведение, адресованное ребенку. В работе предложена классификация приемов иронического в проанализированной волшебной повести. Были выделены следующие приемы: изображение несовпадения реального и воображаемого ребенком миров; снижение образов и явлений, сопоставление высокого и низкого; связанное с детским мировосприятием снижение сюжетных ходов и мотивов; несоответствие взгляда на происходящее «изнутри» и «извне». Высказывается предположение о том, что на повесть Погорельского может быть спроецирована теория мениппеи М. Бахтина. По Бахтину, развенчание высокого в меннипеи никогда не самоценно, но ведет к новому «конструированию реальности». Ирония в «Черной курице...», основанная на снижении высокого и несовпадении реального и воображаемого, в итоге способствует созданию преображенного героя, приобретшего новый жизненный опыт. Таким образом, ирония играет в произведении не только стилевую, но и смыслообразующую роль.
IRONY IN THE WORK OF ANTONY POGORELSKY "THE BLACK HEN OR UNDERGROUND DWELLERS"
The purpose of the study is to analyze the artistic functionality and methods of creating an ironic plan in A. Pogorelsky's magical story "The Black Hen or Underground Dwellers". The work has repeatedly become the object of scientific research, but has not yet been considered from these positions, which ensured the novelty of the undertaken research. The article reviews the existing definitions of irony, based on this review, the significant features of the phenomenon under consideration are highlighted, in particular, the double meaning, the discrepancy between the expressed and the implied, the synthesis of the opposite, as well as the implicit presence in the text. Particular attention is paid to the understanding of irony by the romantics, primarily by F. Schlegel, to the difference in the embodiment of irony by early and late romantics, which was associated with the evolution of romanticism and the transformation of their aesthetic principles. It was concluded that Pogorelsky largely inherits the traditions of German romanticism, primarily of E.T.A. Hoffmann, but at the same time reveals the original features of his own individual style. The author of The Black Hen... travesties the elements of major genres (above all, the chivalric novel), including them in a work addressed to a child. The paper proposes a classification of ironic devices in the analyzed fairy tale. The following techniques were singled out: the image of the discrepancy between the real and the child's imaginary worlds; reduction of images and phenomena, comparison of high and low; associated with children's worldview, the decrease in plot moves and motives; the discrepancy between the view of what is happening "from the inside" and "from the outside". It is suggested that M. Bakhtin's theory of mennipea can be projected onto Pogorelsky's story. According to Bakhtin, the debunking of the high in mennipei is never valuable in itself, but leads to a new "construction of reality." The irony in The Black Hen..., based on the lowering of the lofty and the discrepancy between the real and the imaginary, ultimately contributes to the creation of a transformed hero who has gained new life experience. Thus, irony plays in the work not only a stylistic, but also a meaning-forming role.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. URL: http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml@@ https://studme.org/62190/literatura/nemetskiy_rytsarskiy_roman (дата обращения: 24.01.2022).
-
Голова К.В. Рецепция творчества Э.Т.А. Гофмана в русской литературе первой трети XIX века: дисс. … канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006.
-
Мелетинский E.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М., 1983. URL: https://studme.org/62190/literatura/nemetskiy_rytsarskiy_roman (дата обращения: 22.01.2022).
-
Минералова И.Г. Ирония в литературе и культуре ХХ века // Синтез в русской и мировой художественной литературе. М., 2005. С. 22-27.
-
Минералова И.Г. «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского: доминантный жанр и синтез жанров // Детская литература: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2016.
-
Михайлов А.В. Культура комического в столкновении эпох // Михайлов А.В. Обратный перевод. Русская и западноевропейская культура: проблемы взаимосвязей. М., 2000.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
-
Петрова О.Г. Типы иронии в художественном тексте: концептуальная и контекстуальная ирония // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2011. № 3. С. 25-30.
-
Подосокорский Н.Н. «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского как повесть о масонской инициации» // Вопросы литературы. № 4. 2012. URL:https://voplit.ru/article/chernaya-kuritsa-ili-podzemnye-zhiteli-antoniya-pogorelskogo-kak-povest-o-masonskoj-initsiatsii/(дата обращения: 22.01.2022).
-
Погорельский А.А. Сочинения Антония Погорельского. Т. 1-2. М., 2019.
-
Попов Ю. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. М., 1983.
-
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
-
Пустошкина Т.В. «Дитя больше, чем оно есть…» (мифологема детства в нравоучительной повести А. Погорельского «Черная курица или Подземные жители»). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ditya-bolshe-chem-ono-est-1-mifologema-detstva-v-nravouchitelnoy-povesti-a-pogorelskogo-chernaya-kuritsa-ili-podzemnye-zhiteli-1/viewer (дата обращения: 20.01.2022).
-
Тиманова О.И. «Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoeticheskie-konteksty-volshebnoy-povesti-antoniya-pogorelskogo-chernaya-kuritsa-ili-podzemnye-zhiteli/viewer (дата обращения: 22.01.2022).
-
Турьян М.А. «О Черной курице Антония Погорельского». URL: https://culture.wikireading.ru/25020 (дата обращения: 23.01.2022).
-
Шилихина К.М. URL: Дискурсивная практика иронии: когнитивный, семантический и прагматический аспекты: дисс. … канд. филол. наук: Воронеж, 2014. URL: https://www.dissercat.com/content/diskursivnaya-praktika-ironii-kognitivnyi-semanticheskii-i-pragmaticheskii-aspekty (дата обращения: 22.01.2022).
-
Шлегель Ф. Критические фрагменты // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 285-286.