Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (55) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-55-4-75-81
МОТИВ ВОСПОМИНАНИЯ В ЭЛЕГИЯХ Е.Б. РЕЙНА И Р.Р. ЗАЙДУЛЛЫ
Теоретическую основу данной статьи составила концепция М.М. Бахтина, посвященная «памяти жанра». Через призму сопоставительной поэтики рассматривается один из устойчивых мотивов элегии - мотив воспоминания как смыслообразующий для лирического жанра. Объект исследования - элегии и элегический тип художественности в поэзии Е.Б. Рейна (сборник стихотворений «Арка над водой») и татарского поэта Р.Р. Зайдуллы («Сгорели шатры любви»). Установлено, что элегия в национальных литературах рубежа XX - начала XXI века является результатом обновленной картины мира, иных, чем в традициях классической элегии, ценностных отношений между человеком и действительностью. Сделан вывод о том, что элегия в творчестве разноязычных авторов приобретает «осовремененную форму», используя терминологию М.М. Бахтина, «остановившись» в своем движении, она «преображается» в пространстве иноязычной литературы. В тоже время в трансформации элегии большое значение имеют особенности жанровой и национальной идентичности русской и татарской литератур. Как подтвердил сопоставительный анализ, поэтика стихотворений Е.Б. Рейна и Р.Р. Зайдуллы сохраняет «память жанра», «следы» архаики: в них содержится грустная тональность, преобладает прошедшее время, звучат мотивы воспоминания и пограничного положения субъекта между жизнью и смертью. С другой стороны, нами выявлена новая форма лирического жанра как фактор диалога и связанного с ним трансгрессии русской элегии за пределы «своей» литературы. Сильнее всего обновление архитектонических свойств элегии заметны в творчестве татарского поэта Р.Р. Зайдуллы. Здесь жанр экстраполирован через интертекстуальный диалог в мир классической литературы, он несет в себе черты идентичности татарского народа. Нами установлено, что элегический модус художественности в стихотворениях «Темнота ночи» и «Сожалею!» Р.Р. Зайдуллы проявился в поэтике нэсер (ритмизированная проза), с которой теперь сближается элегия для выражения мотива воспоминания о прошлой любви и тоски о ней.
RECOLLECTION MOTIVE IN THE ELEGIES OF E. REJN AND R. ZAIDULLA
The theoretical basis of the article is M. Bakhtin’s concept, dedicated to the “memory of the genre”. One of the strong motifs of elegy is considered through the prism of comparative poetics - recollection motive as semantic for the lyrical genre. The subject is elegies and elegiac type of figurativeness in E. Rejn’s poetry (a book of poems “An arch above water”) and the Tatar poet R. Zaidulla (“Marquees of love burned down”). It is stated that elegy in the national literature of the late XX - early XXI century is the result of a renewed worldview, different from traditional classic elegy, value relations between the human and reality. It is concluded that elegy in the works of different authors acquires a “modernized form”, using M. Bakhtin’s terminology “stopped” in its motion, it is “transformed” in the space of foreign literature. At the same time, the peculiarities of genre and national identity of Russian and Tatar literature are crucial in the transformation of elegy. According to the confirmation of comparative analysis, the poetics of poems by E. Rejn and R. Zaidulla preserves the “memory of the genre”, “traces” of archaic: they contain a sad tone, the past tense is the prevailing one, the recollection motifs and boundary position of the subject between life and death are heard. On the other hand, a new form of the lyrical genre as a factor of dialogue and related to it transgression of Russian elegy out of “own” literature was revealed. The renewal of the architectonic qualities of the elegy is most noticeable in the work of the Tatar poet R.R. Zaidulla. Here the genre is extrapolated through intertextual dialogue into the world of classical literature, it conveys identity features of the Tatar people. It is stated that the elegiac mode of artistry in the poems like “The darkness of the night” and “I regret!” by R. Zaidulla are revealed in the poetics of nasser (rhythmized prose), with which elegy is now drawing closer in to express the motive of remembering past love and longing for it.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М, 1972.
-
Бродский И. // Рейн Е.Б. Арка над водой. М., 2000. С. 357-358.
-
Бродский И. Трагический элегик // Евгений Рейн: персональный сайт. URL: https://rein.poet-premium.ru/pressa/001.html (дата обращения: 05.07.2022).
-
Зǝйдулла Р. Янды сѳю чатырлары: лирик шигырьлǝр [Сгорели шатры любви]. Казан, 2018.
-
Козлов В.И. Возможность другого Рейна // Вопросы литературы. 2017. № 2. С. 112-119. URL: https://voplit.ru/article/vozmozhnost-drugogo-rejna/(дата обращения: 07.07.2022).
-
Козлов В.И. Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории. М., 2013.
-
Рейн Е.Б. Арка над водой. М., 2000.
-
Шайтанов И.О. Цвет яблока, или Что помнит слово? // Вопросы литературы. 2017. № 2. C. 106-111. URL: https://voplit.ru/article/tsvet-yabloka-ili-chto-pomnit-slovo/(дата обращения 10.07.2022).