Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (56) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-56-1-13-20
ТИПЫ И МОДЕЛИ СУБЪЕКТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИННОВАТИВНОЙ ПОЭЗИИ
В статье рассматриваются основные типы субъектно-пространственных отношений в современной инновативной русской поэзии, вводится понятие «субъектно-пространственная модель». Смена культурной парадигмы в средине XX века обозначила изменение вектора с «хронологического» на «топологический», возрос интерес авторов к осмыслению пространства как ключевого художественного понятия, организующего поэтику текста. Если раньше пространство и субъект подчинялись времени, которое определяло способы организации и функционирования данных концептов, то в нынешней поэзии именно отношения субъекта и пространства стали организующей структурой высказывания. В статье определяется связь между понятиями «хронотоп» и «топохрон» и делается вывод о том, что возникла исследовательская необходимость разъяснить роль субъекта в данных понятиях, так как, изучая пространство и время отдельно от субъекта, невозможно выстроить планомерную и последовательную логику внутритекстовых отношений. Специфика определения субъекта и пространства в инновативной литературе зависит от влияния социального, политического, цифрового контекста, который стал влиять на их семантику и способы языкового выражения. Можно выделить три основных типа взаимоотношений между субъектом и пространством. Субъектный тип отношений, в котором превалирует субъект как смыслообразующая категория, влияющая на функционирование топосов и объектов. Второй тип отношений подразумевает равенство категорий на уровне художественного мира текста, пространство не подчиняется субъекту, но и не определяет его семантику, отношения строятся по принципу семантического переноса. В третьем топологическом типе отмечается преобладание пространства над субъектом, оно выступает в качестве среды, организующей функционирование всех уровней текста, и служит основой поэтического мышления. Также проводится разграничение между понятиями «тип» и «модель», которая является частной и более конкретной реализацией субъектно-пространственных отношений.
Ключевые слова
субъект; пространство; современная русскоязычная поэзия; хронотоп; топохрон; модель
TYPES AND MODELS OF SUBJECT SPATIAL RELATIONS IN CONTEMPORARY INNOVATIVE POETRY
The article discusses the main types of subject-spatial relations in innovative Russian poetry, introduces the concept of "subject-spatial model". The change in the cultural paradigm in the middle of the 20th century marked a change in the vector from "chronological" to "topological", the authors' interest in understanding space as a key artistic concept that organizes the poetics of the text increased. If earlier space and subject complied with subject to time, which determined the ways of organizing and functioning of these concepts, then in modern poetry it is the relationship between subject and space that has become the organizing structure of the utterance. The article defines the relationship between the concepts of "chronotope" and "topochrone" and concludes that there is a research need to clarify the role of the subject in these concepts, since by studying space and time separately from the subject, it is impossible to build a systematic and consistent logic of intratextual relations. The specificity of the definition of the subject and space in innovative literature depends on the influence of the social, political, digital context, which began to influence their semantics and ways of linguistic expression. There are three main types of relationships between the subject and space. The subjective type of relations, in which the influence of the subject prevails as a sense-forming category that affects the functioning of topoi and objects. The second type of relations implies the equality of categories at the level of the artistic world of the text, the space does not obey the subject, but does not determine its semantics, the relations are built on the principle of semantic transfer. In the third topological type, the predominance of space over the subject is noted, it acts as an environment that organizes the functioning of all levels of the text, and serves as the basis for poetic thinking. A distinction is also made between the concepts of "type" and "model", which is a private and more specific implementation of subject-spatial relations.
Key words:
subject; space; contemporary Russian poetry; chronotope; topochrone; model
Список литературы
-
Автухович Т.Е. Топика в смене литературных эпох // Поэзия риторики: очерки теоретической и исторической поэтики. Минск, 2005. С. 26-84.
-
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html (дата обращения: 10.12.2022).
-
Башляр Г. Поэтика пространства. М., 2020.
-
Бродский И.А. Собр. соч.: в 7 т. СПб., 1997-2000.
-
Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с франц. В. Лапицкого. СПб, 2000.
-
Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / пер. с франц. и послесл. Я.И. Свирского. Екатеринбург; М., 2010.
-
Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998.
-
Житенев А.А. Поэзия неомодернизма: монография. СПб., 2012.
-
Замятин Д.Н. Феноменология географических образов // НЛО. 2000. № 46(6). С. 255-274.
-
Корчагин К. «Маска сдирается вместе с кожей»: способы конструирования субъекта в политической поэзии 2010-х годов // НЛО. 2013. № 124(6). URL: https://clck.ru/32wJUz (дата обращения: 10.12.2022).
-
Корчагин К. Все вещи мира. М., 2017.
-
Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Энн-Арбор,1984.
-
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.
-
Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С. 251-293.
-
Огурцов С. Вместо предисловия // Сафонов Н. Разворот полем симметрии. М., 2015. С. 7-12.
-
Подорога В.А. Пространство и власть. Геополитика русского авангарда. М., 2022.
-
Прокофьева В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник ОГУ. 2005. № 11. С. 87-94.
-
Рымбу Г. Передвижное пространство переворота: Первая книга стихов. М., 2014.
-
Сафонов Н. Разворот полем симметрии. М., 2015.
-
Субъект в новейшей русскоязычной поэзии - теория и практика / под ред. Х. Шталь, Е. Евграшкиной. Берн, 2018.
-
Суслова Е. Животное. Нижний Новгород, 2016.
-
Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / отв. ред. Т.В. Цивьян. М., 1983. С. 227-284. URL: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Toporov_Space.html (дата обращения: 10.12.2022).
-
Успенский Б.А. Поэтика композиции (Структура художественного текста и типология композиционной формы). М., 1970.
-
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 2006.
-
Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью: в 3 ч. М., 2006.
-
Эпштейн М. О топохроне // Эпштейн М. Все эссе: в 2 т. Екатеринбург, 2005. С. 23-26.