Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (56) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-56-1-39-46
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ ОНОМАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ИССЛЕДОВАНИИ ЯЗЫКА ПИСАТЕЛЯ
Предлагаемое исследование посвящено рассмотрению терминологии современной литературной ономастики. Обращается внимание, в частности, на разночтения в употреблении термина, именующего собственно исследователя ономастических единиц, которые могут быть обусловлены отсутствием унифицированного термина для названия науки, изучающей имена собственные. Произведен обзор точек зрения, существующих в настоящее время относительно собственно понятия «литературная ономастика», отмечается дискуссионность термина «ономастическое пространство», под которым традиционно понимается совокупность всех встречающихся в нем онимов. Поскольку оним в тексте художественного произведения выполняет важные функции, определяя своеобразие не только ономастикона, но и апеллятивной системы, понимание замысла автора, создающего ономастическое пространство текста, является приоритетной задачей ученого, исследующего художественный текст с точки зрения литературной ономастики. В этой связи важен терминологический аппарат, используемый ономатологами. Существуют альтернативные точки зрения, считающие возможным включить в ономастическое пространство произведения одного писателя или группы авторов или даже «совокупность поэтонимов конкретной национальной художественной литературы», полагая возможным пределом ономастическое пространство всей мировой художественной литературы. Авторы настоящего исследования считают, что подобный подход приводит к неоднозначности понимания термина «ономастическое пространство», в связи с чем было бы логичным введение нового термина «ономастическая модель мира», под которой можно понимать не просто совокупность имен собственных определенного художественного произведения, а иерархическую структуру, обладающую системными признаками, проявляющимися в индивидуально-авторском ономастическом коде. В исследовании речь идет об ономастической модели мира писателя, выявляемой на основе анализа его текстов. Существующие на данном этапе развития науки термины недостаточно полно охватывают происходящие в литературной ономастике процессы, поэтому считаем возможным введение термина «индивидуально-авторская ономастическая модель мира», который позволит более точно понять принципы введения автором в ткань художественного текста той или иной ономастической единицы и отразит своеобразие мировоззрения художника слова.
Ключевые слова
ономастика; литературная ономастика; ономастическое пространство; ономастическая модель мира
INDIVIDUAL-AUTHOR ONOMASTIC MODEL OF THE WORLD IN THE STUDY OF A WRITER'S LANGUAGE
The proposed study deals with the consideration of the terminology of modern literary onomastics. Attention is drawn, in particular, to discrepancies in the use of the term that names the actual researcher of onomastic units, which may be due to the lack of a unified term for the name of the science that studies proper names. A review of the points of view that currently exist regarding the actual concept of literary onomastics is made, the debatability of the term "onomastic space" is noted, which is traditionally understood as the totality of all onyms found in it. Since the onym in the text of a work of art performs important functions, determining the originality of not only the onomasticon, but also the appellative system, understanding the author's intention, creating the onomastic space of the text, is a priority task for a scientist who studies a literary text from the point of view of literary onomastics. In this regard, the terminological apparatus used by onomatologists is important. There are alternative points of view that consider it possible to include in the onomastic space the works of one writer or a group of authors, or even “a set of poetonyms of a specific national fiction”, considering the onomastic space of the entire world fiction as a possible limit. The authors of this study believe that such an approach leads to an ambiguous understanding of the term "onomastic space", in connection with which it would be logical to introduce a new term "onomastic model of the world", which can be understood not just as a set of proper names of a particular work of art, but as a hierarchical structure , which has systemic features, manifested in the individual author's onomastic code. The study deals with the onomastic model of the writer's world, which is revealed on the basis of the analysis of his texts. The terms existing at this stage in the development of science do not fully cover the processes taking place in literary onomastics, therefore, we consider it possible to introduce the term “individual-author’s onomastic model of the world”, which will allow us to more accurately understand the principles of introducing one or another onomastic unit into the fabric of an artistic text and reflect the originality worldview of the artist of the word.
Key words:
onomastics; literary onomastics; onomastic space; onomastic model of the world
Список литературы
-
Болховитинов Е. О личных собственных именах славяноросов // Вестник Европы. 1813. Ч. 60. С. 16-20.
-
Ботова Е.И. Имя собственное как единица структуры художественного текста. Санкт-Петербургский государственный университет. 2016.
-
Бурцев В.А. Семантика антропонимов в художественном тексте: проблемы описания // Филоlogos. Елец, 2022. 3(54). С. 23-30.
-
Васильева Н.В. Институт языкознания РАН Москва, Россия vasileva-natalia@iling-ran.ru https://orcid.org/0000-0002-8481-1438 Метаязык литературной ономастики в лексикографическом представлении. 2022.
-
Веселовский С.В. Ономастикон. URL: https://vk.com/doc-22926171_186921295 (дата обращения: 15.09.2022).
-
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
-
Ворошилова Е.В., Васильева С.П. Литературная ономастика: учеб. пособие для студентов филологических специальностей. Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009.
-
Востоков А.Х. Задача любителям этимологии // Санкт-Петербургский вестник. СПб., 1812. С. 7.
-
Гарвалик М. К вопросу о современной ономастической терминологии // Вопросы ономастики. 2007. № 4. С. 5-13.
-
Дырдин А.А. Хронотоп воды / реки в раннем творчестве А. Платонова // Филологический класс. 2016. № 4(46). С. 62-71.
-
Калинкин В.М. Евгений Степанович Отин - ономаст: попытка научной популяризации в миноре // Вопросы ономастики. 2015. № 1(18). С. 234-246.
-
Калинкин В.М. Знакомьтесь: поэтонимология // Вестник Тамбовского университета. Серия «Филологические науки и культурология». 2016. Т. 2, Вып. 4(8). С. 18-27.
-
Ковалев Г.Ф. Аспекты изучения имен собственных в художественных произведениях // Избранное. Литературная ономастика. Воронеж, 2014. С. 3-27.
-
Ковалев Г.Ф. Литературная ономастика - поле исследований для литературоведов и лингвистов // Русистика без границ. 2017. № 2. С. 30-40.
-
Ломоносов М.В. О происхождении притяжательных, отечественных и отеческих имен и женских от мужских // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 7. Труды по филологии. М.-Л., 1952. С. 469-473.
-
Матвеев А.К. Ономастика и ономатология: терминологический этюд // Вопросы ономастики. 2005. № 2. C. 5-10.
-
Матвеев А.К. Ономатология. М., 2006.
-
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. 2-е изд. М., 1988.
-
Попов С.А. Основные направления Воронежской ономастической школы // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 4.
-
Поэтика имени: Сб. науч. тр. / под ред. Г.П. Козубовской и И.Н. Островских. Барнаул, 2004.
-
Скуридина С.А. Ономастический код художественных текстов Ф.М. Достоевского: дисс. … докт. филол. наук, Воронеж, 2020.
-
Скуридина С.А. Специфика терминологии литературной ономастики // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. № 1(36). С. 105-117.
-
Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 2007.
-
Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. Волгоград, 2000. С. 8-9.
-
Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С. 161-166.
-
Топоров В.Н. О палийской топономастике // Ономастика Востока: Исследования и материалы. М.,1969. С. 33-34.
-
Топоров В.Н. От имени к тексту // Имя: Семантическая аура / отв. ред. Т.М. Николаева. М., 2007. С. 4-8.
-
Фомин А.А. Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике? // Вопросы ономастики. 2009. № 7. С. 57-67.
-
Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. Л., 1990.