Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (56) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-56-1-47-55
ПОЭТИКА СТИХОТВОРНОГО «ВОСПОМИНАНИЯ»: ОСНОВНЫЕ ЖАНРОВЫЕ АТРИБУТЫ
В статье исследуется стихотворное «воспоминание». Поэтика его непосредственно связана с генетическим источником - элегией, мотив которой присутствует в структурно-содержательном единстве произведения. В мнемонической основе жанра в стихотворном «воспоминании» преобладает, лучше сказать довлеет, ретроспективная рефлексия, направляющая лирический субъект вглубь автобиографической экзистенциальной истории, которая и выступает предметом воспоминания. Само же воспоминание как психический процесс в силу заданной автором самодостаточности обладает способностью быть своего рода поступком, выраженным в слове (перформативом), сходным с иллокутивным актом - прагматическим речевым высказыванием, интегрирующим в свое целое одновременно субъект, объект, цель коммуникации, тематический образ. Этот особый (субстанциональный) статус утверждает жанровую автономность стихотворного «воспоминания», эмансипированного от элегии на определенном этапе исторического развития последней (в русской литературе - первая треть XIX века), регламентирует состав его содержания. Его особенность в том, что мотивный состав в условиях относительно свободной рефлексии стихотворного «воспоминания» оказывается разнородным, однако достаточно определенным, задающийся темой и ретроспективной репрезентацией времени. Так, на основе анализа нескольких произведений жанра выясняется, что непосредственным и частым «участником» событий прошлого в стихотворном «воспоминании», помимо элегического, является идиллический мотив и хронотоп со свойственными для них локусами уютного домашнего уголка детства, поэтизацией спокойной жизни на лоне природы («Воспоминание» Ф.Н. Глинки), на фоне которых часто выделяется образ дома, с которым связана ностальгия лирического «я» по прошлому и который выступает символической психологической защитой личности от внешних неблагоприятных обстоятельств жизни. Последние эксплицируются в жанровом мотиве баллады, нередко структурно-семантически противостоящем идиллической умиротворенности, вызывающем контрастирующее по отношению к нему внутреннее чувство напряжения и тревоги («Воспоминание» И.А. Бунина). Присутствие же валетного мотива в исследуемом жанре оказывается порождением тематического регламента воспоминания о любовном расставании («Воспоминание» Я. Полонского, «Воспоминание» М. Кузмина). Перечисленные жанровые атрибуты в различных вариациях составляют поэтику стихотворного «воспоминания».
Ключевые слова
стихотворное «воспоминание»; жанровый мотив; поэтика; идиллия; элегия; хронотоп
POETICS OF POETIC "MEMORIES": THE MAIN GENRE ATTRIBUTES
The article explores the poetic "memory". Its poetics is directly connected with the genetic source - elegy, the motive of which is present in the structural and meaningful unity of the work. In the mnemonic basis of the genre, in the poetic "memory", retrospective reflection prevails, or rather dominates, directing the lyrical subject deep into the autobiographical existential history, which acts as the subject of remembrance. Memory itself as a mental process, due to the self-sufficiency set by the author, has the ability to be a kind of act expressed in a word (performative), similar to an illocutionary act - a pragmatic speech utterance integrating into its whole at the same time the subject, object, purpose of communication, thematic image. This special (substantial) status asserts the genre autonomy of the poetic "memories", emancipated from the elegy at a certain stage of the historical development of the latter (in Russian literature - the first third of the XIX century), regulates the composition of its content. Its peculiarity is that the motivic composition in the conditions of relatively free reflection of the poetic "memories" turns out to be heterogeneous, but rather definite, set by the theme and retrospective representation of time. So, based on the analysis of several works of the genre, it turns out that the direct and frequent "participant" of the events of the past in the poetic "recollection", in addition to the elegiac, is an idyllic motif and chronotope with their characteristic loci of a cozy home corner of childhood, poetization of a quiet life in the bosom of nature (F.N. Glinka "Memories"), on against the background of which the image of the house often stands out, which is associated with the nostalgia of the lyrical "I" for the past and which acts as a symbolic psychological protection of the individual from external unfavorable circumstances of life. The latter are explicated in the genre motif of the ballad, often structurally and semantically opposed to idyllic tranquility, causing an inner sense of tension and anxiety contrasting with it ("Memories" by I.A. Bunin). The presence of the farewell motif in the genre under study turns out to be a product of the thematic regulation of the memory of a love breakup ("Memories" by Ya. Polonsky, "Memories" by M. Kuzmin). The listed genre attributes in various variations make up the poetics of the poetic "memories".
Key words:
poetic "memories"; genre motif; poetics; idyll; elegy; chronotope
Список литературы
-
Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии: монография. М., 2009.
-
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2005.
-
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
-
Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: статьи и материалы. М., 1995.
-
Бунин И. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Стихотворения, 1888-1952; Переводы. М., 1987.
-
Глинка Ф.Н. Избранное. Петрозаводск, 1949.
-
Жиляков С.В. Структурно-типологическая взаимосвязь идиллии и стихотворного «воспоминания» (на примере произведений русской лирики) // Автор-текст-читатель: теория и практика анализа: Сб. ст. Калуга, 2020. С. 381-394.
-
Зырянов О.В. Пушкинская феноменология элегического жанра // Известия УрГУ. 1999. № 11. С. 5-12.
-
Иванюк Б.П. Жанровая репрезентация времени в мировой поэзии (опыт системного описания) // Антропология времени: сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 1. / под ред. Т.Е. Автухович и др. Гродно, 2017. С. 95-104.
-
Кузмин М.А. Стихи и проза. М., 1989.
-
Остин. Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. Сб. ст. М., 1986. С. 22-130.
-
Рильке Р.М. Новые стихотворения М., 1977.
-
Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2001.
-
Русская поэзия XIX века Т. 2. // Библиотека всемирной литературы. Т. 106. М., 1974.
-
Русские народные песни / сост. и вводн. тексты В.В. Варгановой. М., 1988.
-
Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы: в 2 т. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004.
-
Толстогузова Е.В. Элегия: затянувшееся послесловие к истории жанра // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 3(7). С. 5-11.
-
Трофимов К.Б. Сказки и легенды. Старый Оскол, 2018.
-
Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 4. С. 8-31.
-
Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1974.
-
Шмаков Г.Г. О некоторых чертах пространственно-временных отношений в поэзии XX века и об особенностях ее восприятия // Михаил Кузмин и русская культура XX века: сб. тезисов и материалов конференции. Л., 1990. С. 8-10.