Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (56) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-56-1-63-69
АКУСТИЧЕСКАЯ ТРИАДА «МИР - АВТОР - ТЕКСТ» В ОДАХ М.В. ЛОМОНОСОВА
Предметом исследования является акустическое начало как жанрообразующий принцип од М. Ломоносова. Объектом исследования стали оды похвальные в творчестве классицистского поэта. Автор обосновывает каузальный характер произведения XVIII столетия, его параэстетическую обусловленность. Особое внимание уделено принципам авторепрезентации в творчестве Ломоносова и других писателей, началу процессу становления художественного произведения как полноценного и автономного. Ключевое направление исследования - доминанта аудиотактильности в одах Ломоносова и ее реализация в композиции торжественной оды, которая организована в рамках триады «мир - автор - текст», каждый из элементов которой участвует в создании стройной модели жанра. Новизна исследования заключается в предложенной идее композиционной триады. В статье впервые ставится вопрос о концептуальном влиянии акустической доминанты на структуру одического жанра, разобраны ее основные элементы и особенности их взаимодействия. Подробно проанализированы образные и мотивные аспекты, демонстрирующие преференцию голосовой стихии в произведениях Ломоносова, особенно в оде «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особое внимание уделено и другим одам и сопутствующим им жанрам, наиболее благоприятным образом демонстрирующим реализацию анализируемой акустической триады.
Ключевые слова
аудиотактильность; классицизм; композиция; М.В. Ломоносов; ода
THE ACOUSTICAL TRIAD "WORLD - AUTHOR - TEXT" IN M.V. LOMONOSOV'S ODES
Based on the material of solemn odes of classicist poet, the paper examines acoustical aspects of M. Lomonosov's odes as a genre defining principle. The author of the study points out causative nature of the 18th century poetical works and its para-aesthetical orientation. Then, the paper focuses on the principles of auto-representation in Lomonosov's legacy as well as in creative practices of the other writers of the same period and the process of establishment of literary works as independent and autonomous. The author devotes the key focus to the predominant character of the audile-tactile in the odes of Lomonosov and its embodiment in solemn odes, which are organised around the triad "world - author - text", all elements of which have a part in the composition of the genre model. The idea of this compositional triad provides the originality and the novelty of the study. The author of the paper suggests the idea of the conceptual influence of acoustical aspects on the structure of ode, analyses the main elements of it and the specificity of interconnection of acoustical aspects and structure of the ode. Close attention is paied to the imaginary and motive aspects of the odes, providing the basis for the argument that vocal elements are prevalent in Lomonosov's odes, especialy in "Ode on the Day of the Ascension to the All-Russian Throne of Her Majesty the Empress Elisaveta Petrovna, the Year 1747". Particular attention is paid to other odes and accompanying genres that most favourably demonstrate the realisation of the analysed acoustic triad.
Key words:
audile-tactile; classicism; composition; M.V. Lomonosov; ode
Список литературы
-
Бухаркин П.Е. Поэзия Ломоносова: стилистика и проблематика торжественной оды // Литературная культура России XVIII века. Вып. 4. СПб., 2011. C. 33-47.
-
Живов В.М. Первые русские литературные биографии как социальное явление: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков // Новое литературное обозрение. 1997. № 25. C. 24-83.
-
Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч.: в 11 т. Т. 7. Труды по филологии (1739-1758 гг.). М.-Л., 1952.
-
Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11 т. Т. 8. Поэзия. Ораторская проза. Надписи (1732-1764 гг.). М.-Л., 1959.
-
Прощин Е.Е. Феномен параэстетической и метапоэтической каузальности в русской литературе XVIII столетия // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 45-52.
-
Прощин Е.Е. Принцип «слабой границы» текста в русской литературе XVIII столетия // Палимпсест. Литературоведческий журнал. Н. Новгород, 2020. № 1(5). С. 7-18.
-
Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.-Л., 1963.
-
Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 227-252.