Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (56) (2023)
«ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ» КАК ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ РЕЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ФЕНОМЕН «ПОСЛЕДНЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ»: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ. ЕЛЕЦ: ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУ
Рецензия посвящена осмыслению и аналитическому разбору коллективной монографии «Феномен "последнего стихотворения": теория и практика исследования», подготовленной коллективом ученых-литературоведов из разных научно-образовательных организаций России и Украины и изданной Елецким государственным университетом им. И.А. Бунина. Рассмотрение 15 статей («параграфов»), 3 из которых посвящены теоретическим вопросам и 12 аналитико-интерпретационному осмыслению «итоговых» стихов конкретных авторских персоналий, показывает важность предлагаемых в книге результатов. Сочетание теоретико-методологических, историко-литературных и практико-аналитических подходов к проблеме «последнего стихотворения» одновременно высвечивает ее аспектную многомерность и способствует концептуальному единению в целом достаточно разных взглядов на семантику, функции и аксиологию данного поэтического феномена. Делается вывод, что данная коллективная монография является существенным вкладом в осмысление проблемы «последнего стихотворения». Составившие данную книгу статьи-«главы» очевидно дают ряд серьезных ответов на вопросы о сущности «последнего стихотворения» в его теоретическом понимании и историко-литературном ретроспективном осмыслении. По сути, поэтика «последнего стихотворения» в предлагаемом исследовательском осмыслении в полной мере может быть определена как поэтика онтологического завершения творческого пути поэта. Предлагаемые теоретические и аналитико-интерпретационные видения «итоговых» стихотворений самых разных поэтов в полной мере позволяют говорить о наличии некоего жанрового «ореола» поэтического текста, являющегося «последним» в творческом наследии автора. Данная монография показывает, что жанровое обозначение «последнего стихотворения» всегда будет «апостериорным», а значит - условным, данным извне творческой системы поэта. Однако думается, что жанрово-модальные сигналы и некие парадигмальные параметры «последнего стихотворения» вполне могут быть выявлены и установлены.
Ключевые слова
жанровый «ореол» поэтического текста; «последнее стихотворение»; поэтика онтологического завершения; творческий путь поэта; художественная целостность
THE LAST POEM" AS A PROBLEM OF LITERARY RECEPTION OF THE POET'S CREATIVITY BOOK REVIEW: THE PHENOMENON OF "THE LAST POEM": THEORY AND PRACTICE OF RESEARCH: A COLLECTIVE MONOGRAPH. YELETS: BUNIN YELETS STATE UNIVERSITY, 2022. 178 P
The review deals with the comprehension and analytical research of the collective monograph "The phenomenon of “the last poem”: theory and practice of research", prepared by a team of literary-scholars from various scientific and educational organizations of Russia and Ukraine and published by I.A. Bunin Yelets State University. Consideration of 15 articles ("paragraphs"), 3 of which contain theoretical issues and 12 analytical and interpretative understanding of "the final" verses of specific author personalities, shows the importance of the results proposed in the book. The combination of theoretical-methodological, historical-literary and practical-analytical approaches to the problem of "the last poem" simultaneously highlights its aspect multidimensionality and contributes to the conceptual unity of quite different views on the semantics, functions and axiology of this poetic phenomenon. It is concluded that this collective monograph is a significant contribution to understanding the problem of "the last poem". "The chapters-articles" that have compiled this book obviously provide a number of serious answers to questions about the essence of "the last poem" in its theoretical understanding and historical and literary retrospective comprehension. In fact, the poetics of "the last poem" in the proposed research interpretation can be fully defined as the poetics of the ontological completion of the poet's creative path. The proposed theoretical and analytical-interpretative visions of "the final" poems of various poets fully allow us to speak about the presence of a certain genre "halo" of the poetic text, which is "the last" in the creative heritage of the author. This monograph shows that the genre designation of "the last poem" will always be "a posteriori", which means it is conditional, given from outside the poet's creative system. However, it seems that genre-modal signals and certain paradigmatic parameters of "the last poem" may well be identified and established.
Key words:
genre "halo" of a poetic text; "the last poem"; poetics of ontological closure; the creative path of the poet; artistic integrity
Список литературы
-
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.
-
Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2007.
-
Жиляков С.В. Жанровая традиция стихотворения-«Памятника» в русской поэзии XVIII-XX вв.: дисс. … канд. филол. наук. Елец, 2011.
-
Зырянов О.В. «Река времен…» как сверхтекстовое образование в русской поэзии XIX-XX вв. // Уральский филологический вестник. 2015. № 3. С. 87-100.
-
Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003.
-
Иванюк Б.П. Валета: словарный формат // Филоlogos. 2019. № 1(40). С. 40-45.
-
Казарин Ю.В. Предисловие // Последнее стихотворение 100 русских поэтов XVIII-XX вв.: антология-монография. Екатеринбург, 2011. С. 9-62.
-
Мирошникова О.В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика. Омск, 2004.
-
Последнее стихотворение 100 русских поэтов XVIII-XX вв.: антология-монография / авт.-сост. Ю.В. Казарин. Екатеринбург, 2011.
-
Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь, 2002.
-
Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М., 2013.
-
Феномен «последнего стихотворения»: теория и практика исследования: коллективная монография. Елец, 2022.