Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (57) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-57-2-12-20
МИФОПОЭТИКА ПРОЗЫ Ч.Т. АЙТМАТОВА: ПОВЕСТИ «БЕЛЫЙ ПАРОХОД», «ПЕГИЙ ПЕС, БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ», РОМАН «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»
Статья посвящена исследованию «художественного мифологизма» (С. Аверинцев) в индивидуальном стиле Ч.Т. Айтматова. Продолжая академическую традицию А.А. Потебни, П.Н. Сакулина, Ю.И. Минералова, автор избирает ракурсом изучения мифопоэтику как стилевую доминанту, формирующую неповторимость «внутренней формы» произведений. Переплетение мифов и сказок в повествовательной структуре эпического произведения транслирует особый феномен исторической памяти, которая организует художественное пространство и формирует ценностную «картину мира». Мифопоэтические образы рассматриваются на уровне сюжета, композиции, идеи произведения. В статье выявляется и тщательно анализируется «художественный мифологизм» на материале повестей «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», романа «И дольше века длится день». Раскрыты и обоснованы проблемы функционирования мифопоэтических образов и мифологем, архаических обрядов, метафорики сказок и аллюзий, которые не только становятся структурным компонентом сюжетосложения, формируют ассоциативный ряд повествования, но и позволяет предельно образно доносить до читателя философский и нравственный урок. Если в «Повести Белый пароход» преломление сказочных сюжетов и образов вписывается в романтическую традицию и усиливает драматизм конфликта мечты и реальности, то в повести «Пегий пес, бегущий краем моря» образы первостихий и космогонические мифы отражают родовое сознание и ярко воплощают архаический обряд инициации, лежащий в основе сюжета. Особое значение в ранних повестях уделяется образам деда и внука, взаимоотношения которых становятся метафорой связи в поколениях и передачи жизненного опыта. Устойчивая композиция их образов образует содержательный стержень произведений. В романе «И дольше века длится день» «художественный мифологизм» ярко транслируется в мифе о манкурте и птице Доненбай, воплощая ключевую идею произведения - сохранения исторической памяти как неотъемлемой части человеческой личности и ее неповторимости. Особое место в индивидуальном стиле Айтматова занимает неконфликтное переплетение фольклорных и христианских образов и мотивов.
Ключевые слова
индивидуальный стиль; мифопоэтика; образ; миф; историческая память
MYTHOPOETICS OF CHINGHIZ AITMATOV’S PROSE: NOVELS "THE WHITE SHIP", "PIEBALD DOG RUNNING ALONG THE SHORE", "THE DAY LASTS MORE THAN A HUNDRED YEARS"
This article deals with the study of "artistic mythologism" (S. Averintsev) in the individual style of Chinghiz Aitmatov. Continuing the academic tradition of A.A. Potebnya, P.N. Sakulin, Yu.I. Mineralov, the author focuses on mythopoetics as the stylistic dominant which shapes the uniqueness of the inner form of the literary work. The interweaving of myths and fairy tales in the narrative structure of an epic work shows a particular phenomenon of historical memory, which organizes the artistic context and forms a value-based "worldview". Mythopoetic images are scrutinized at the level of plot, composition and idea. The article highlights and thoroughly analyzes "artistic mythologism" in the individual style of the writer based on the stories "The White Ship", "Piebald Dog Running Along the Shore", "The Day Lasts More Than a Hundred Years". The article also covers and substantiates the questions of functioning of mythopoetic images and mythologemes, archaic rituals, metaphors of fairy tales and allusions, which not only become a structural component of plot formation and form an associative series of narration, but also allow to communicate to the readers a philosophical and moral lesson in the most figurative way. In the story "The White Ship'' the refraction of fairy tale plots and images fits into the romantic tradition and enhances the dramatic conflict between dreams and reality. On the other hand, in the story "The Piebald Dog Running Along the Shore", the images of the forces of nature and cosmogonic myths not only reflect the ancestral consciousness, but also brightly incarnate archaic initiation ritual that underlies the plot. In the early stories a particular importance is given to the system of images of grandfather and grandson, as a metaphor for generational bridge and passage of life experience. In the novel "The Day Lasts More Than a Hundred Years", "artistic mythologism" is vividly presented in the myth about a mankurt and the bird Donenbai, incarnating the key idea of the work - the preservation of historical memory as an integral part of human personality and its uniqueness. A special place in Aitmatov's individual style is occupied by a conflict-free interweaving of folklore and Christian images and motifs.
Key words:
individual style; mythopoetics; image; myth; historical memory
Список литературы
-
Айтматов Ч.Т. Собр. соч.: в 7 т. Т. 2. Т. 3. М., 1998.
-
Academic.ru. URL: https://dic.academic.ru/searchall.php?Sword (дата обращения: 19.03.2023).
-
3. Акафистник. М., 2002.
-
Аминева В.Р. Мифологизм в прозе Ч. Айтматова и современных татарских писателей. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologizm-v-proze-ch-aytmatova-i-sovremennyh-tatarskih-pisateley (дата обращения: 21.02.2023).
-
Гачев Г.Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.
-
Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М., 1981.
-
Коваленко А.Г. Чингиз Айтматов и русская литература XX века. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chingiz-aytmatov-i-russkaya-literatura-hh-veka (дата обращения: 18.02.2023).
-
Колосова С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. М. Ярославль, 2011.
-
Колосова С.Н. Роль фольклорной традиции в создании образа ворона в одноименном рассказе И.А. Бунина // Modern humanities success. 2020. № 10. С. 250-254.
-
Косянова О.М. Язык произведений Ч. Айтматова как фактор создания общего этнокультурного пространства русского и киргизского народов. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42327644 (дата обращения: 19.03.2023).
-
Кудряшова А.А., Саленко О.Ю. Образ и мотив времени в детской литературе 1940-х годов («Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, «Горячий камень» А. Гайдара, «Двенадцать месяцев» С. Маршака) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 6(203). С. 56-62.
-
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
-
Мейрамгалиева Р.М. Миф и реальность в повести «Белый пароход». URL: https://pps.kaznu.kz (дата обращения: 21.02.2023).
-
Минакова А.М. Художественный текст и историко-культурный контекст: Сборник в честь 60-летия Аллы Михайловны Минаковой. М., 1996.
-
Минакова А.М. «Степной Космос» М.А. Шолохова. Армавир, 1992.
-
Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1999.
-
Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М., 2005.
-
Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990.
-
Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. От Иоанна Святое Благовествование. М.
-
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с анг. и вступ. ст. А.Е. Майкапара. М., 1997.