Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (57) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-57-2-21-28
МУЗЫКА В СТИЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ Л.Н. ТОЛСТОГО
Всестороннее использование элементов, отсылающих к музыкальному искусству - одна из составляющих стиля Л.Н. Толстого. В связи с этим автор статьи ставит перед собой цели на материале малой прозы Толстого проанализировать специфику изображения музыки и ее функции в произведениях, принадлежащих к разным периодам творчества, проследить изменения воззрений писателя на музыку и динамику особенностей его работы с музыкальной темой и романтическими установками. Проведенное исследование показывает, что Толстой на протяжении всего творческого пути неизменно пользуется музыкальными деталями при построении системы персонажей, сюжета и композиции своих произведений, а также преобразовывает романтические приемы в рамках своего индивидуального стиля в зависимости от определенных художественных задач. Типичные для поэтики романтизма двойственный характер изображения музыки и дуализм образов музыкантов или введение традиционных для этого направления антиномий («земное-небесное» и др.) свойственны и ранней, и поздней прозе Толстого. Однако если в ранних повестях и рассказах музыка имеет скорее положительную природу, то в поздних произведениях она является преимущественно деструктивной силой.
Ключевые слова
Л.Н. Толстой; музыка; малая проза; поэтика; индивидуальный стиль; романтизм
MUSIC IN THE STYLE OF L.N. TOLSTOY’S SHORT FICTION
Elements referring to musical art is an inherent feature of L.N. Tolstoy′s style. The article analyzes the representation of music and its functions in Tolstoys′s short fiction of different creative periods, traces changes in the writer′s viewpoint on music and dynamics of features of his works with music theme and romantic attitudes. The conducted survey shows that throughout all the creative « path » Tolstoy regularly uses musical details while building a system of characters, plot and composition of his works. The author also transforms romantic techniques within the framework of his individual style depending on certain artistic tasks. Typical for romantic poetics, dual-natured representation of music and musicians′ characters or introduction of traditional romantic antinomies («mundane-heavenly», etc.) are characteristic of both Tolstoy′s early and late prose. However, if in early novellas and short stories music has rather a positive nature, in later works it performs predominantly as a destructive force.
Key words:
L.N. Tolstoy; music; short fiction; poetics; individual style; romanticism
Список литературы
-
Асеева С.А. Музыка в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» как интермедиальный и философский компонент // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 155-160.
-
Ахметова Г.И. Интерпретация музыки в прозе Л.Н. Толстого и традиции романтизма // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 1. С. 150-157.
-
Бабаев Э.Г. Итог пережитого: вступ. ст. // Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича: повести и рассказы. Л., 1983.
-
Гей Н.К. Традиции романтизма и поэтики Л. Толстого. URL: https://md-eksperiment.org/ru/etv_page.php?page_id=3719&album_id=120&category=STATJI (дата обращения: 19.12.2022).
-
Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: Труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М., 2002.
-
Гофман Э.Т.А. Крейслериана (I) // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: в 6 т. М., 1991. Т. 1.
-
Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. М., 2009. Т. 1.
-
Липич В.В., Липич Т.И. Романтическая парадигма Л.Н. Толстого-реалиста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 31. С. 34-43.
-
Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/makovickij-yasnopolyanskie-zapiski/index.htm (дата обращения: 20.12.2022).
-
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
-
Мирошников Ю.И. Романтическое мировоззрение Л.Н. Толстого как интегральная характеристика его художественного и философско-религиозного творчества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. № 10. С. 83-107.
-
Нестеренко А.А. Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть): дисс. … докт. филол. наук. М., 1988.
-
Одоевский В.Ф. Русские ночи. СПб., 2014.
-
Переверзева Н.А. Художественная специфика поздней прозы Л.Н. Толстого: аспекты проблемы // Славянский Сборник: Материалы XII Всероссийских (с международным участием) Славянских Чтений «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия», Орел, 30-31 мая 2016 года. Орел, 2016. С. 62-69.
-
Петрова С.А. Интермедиальная специфика повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 1(17). С. 116-122.
-
Потебня А.А. Теоретическая поэтика / сост., вступ. ст. А.Б. Муратова. М., 1990.
-
Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М., 1979. Т. 2.
-
Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М., 1979. Т. 3.
-
Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М., 1979. Т. 12.
-
Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М., 1979. Т. 14.
-
Толстой С.Л. Очерки былого. Тула, 1975.
-
Шлегель Ф. Фрагменты // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М., 1983. Т. 1.
-
Эйгес И.Р. Воззрение Толстого на музыку. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/ejges-vozzrenie-tolstogo-na-muzyku.htm (дата обращения: 18.12.2022).
-
Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи. СПб., 2009.