Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (57) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-57-2-39-45
ПРЕДРОМАНТИЧЕСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ РУБЕЖА XVIII-XIX ВЕКОВ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Нарастание танатологических мотивов в русской философской лирике последней четверти XVIII века знаменует собой постепенный переход от сентиментализма к предромантизму. Очень многое в поэтике художественных экспериментов писателей того времени определяется идеологией масонства. Это, в свою очередь, по-новому активизирует и актуализирует для деятелей литературной культуры 1780-1800-х годов поэтику Возвышенного, принципы так называемого «кризисного психологизма» и лирической суггестии. Опираясь частью на традиции английской «кладбищенской литературы» (юнгианская школа), русские авторы привносят целый ряд новаций, среди них ведущие: синтез оды и элегии в явлении так называемых «элегических од», новое поэтическое учение о Смерти, кризисе Бытия и мировой катастрофе, концепция Сна. Для полноты картины необходимо учитывать и контекст мировой философско-эстетической мысли той поры (представления о «высоком страхе», «очищающем Высоком» и некоторые другие). На стыке всех этих тенденций оказывается в ситуации формирования предромантической литературной культуры творчество таких поэтов-философов, как Семен Бобров, Гавриил Каменев, Ефим Люценко, Анна Турчанинова. Для выявления общих системных закономерностей, мы предлагаем в данной статье сводный мотивно-концептный подход. В основе системы находятся следующие категориальные понятия: поэтика Бездны / Ночи / Хаоса, символика Огня и Света, мотив явления Божественной Души и связанный с этим идеал Небесной Гармонии. Собственно танатологическая поэтика базируется на таких идеологемах, как: всемогущество власти Смерти как Закон Бытия Космоса, диалектика соотношения феноменов Сна и Смерти, представления об общей Катастрофе и катаклизме Кризисов Бытия. В складывающейся в итоге романтико-элегической мироконцепции одну из центральных ролей исполняет психологический мотив так называемой «суггестии» («подсказывание», «внушение» определенной воздействующей на подсознание человека эмоции с характерно выраженным отрицательным энергетическим зарядом, по определению В.Э. Вацуро). Следующий этап научных разработок - рассмотрение танатологической поэтики в лирике раннего русского романтизма (Андрей Тургенев, Александр Мещевский и другие).
Ключевые слова
русская философская поэзия рубежа XVIII-XIX вв; танатологическая поэтика; становление предромантизма; Возвышенное; идеи Кризиса и Гармонии
PRE-ROMANTIC THANATOLOGY IN RUSSIAN POETRY ON THE CUSP OF THE 18th AND THE 19th CENTURIES IN TERMS OF THE WORLDVIEW
The growth of thanatological motives in Russian philosophical lyrics of the last quarter of the 18thcentury marks a gradual transition from Sentimentalism to Pre-Romanticism. Much in the poetics of literary experiments of the writers of that time is dictated by Masonry ideology. This fact, in its turn, activates and analyses the poetics of the Sublime, the principles of so called "crisis psychologism" and lyrical suggestion for the literary culture figures of the 1780-1800ies in a new way. Drawing partially on old traditions of English "graveyard literature" (Jungian school), Russian authors introduce a wide range of novations, the principal among them are: the synthesis of an ode and an elegy in the phenomenon of socalled "elegiac odes", a new poetic theory of Death, the crisis of Being and the world disaster, the concept of Sleep. To make the picture complete, the context of the world philosophical-and-aesthetical thought at that time (the concepts of "high fear", "expurgatory Spiritual Values" and some others) is to be taken into consideration as well. The literary creativity of such poets-philosophers as Semjen Bobrov, Gavriil Kamenev, Efim Lutsenko, and Anna Turchaninova finds itself in the situation of forming Pre-Romantic literary culture at the nexus of all these tendencies. To reveal common systemic patterns, we suggest a consolidated motive-conceptual approach in this article. The following categorical concepts: the poetics of Abyss / Night / Chaos, the symbols of Fire and Light, the motive of the appearance of the Divine Soul and the ideal of the Heaven Harmony associated with it are the cornerstone of the system. The thanatological poetics itself is based on such ideologemes as: the all-might of the power of Death as a Law of the Cosmos Existence/Being, the dialectics of the Sleep and Death phenomena correlation, the concepts of the general Disaster and the cataclysm of the Being Crises. The psychological motive of so called "suggestion" (“prompting”, "inculcation" of a certain emotion exerting an effect on the human subconsciousness with specific negative cathexis, as defined by V.E. Vatsuro) plays one of the central parts in the resulting romantic-elegiac world concept. The next stage of scientific research is consideration of thanatological poetics in the lyrics of early Russian Romanticism (Andrey Turgenev, Aleksandr Meshchevsky and others).
Key words:
Russian philosophical poetry on the cusp of the 18th and the 19th centuries [Russian philosophical poetry on the cusp of the 18th and the 19th centuries]; thanatological poetics; Pre-Romanticism formation; the Sublime; the ideas of Crisis and Harmony
Список литературы
-
Альтшуллер М.Г. Оратория «Целение Саула» в системе поздней лирики Г.Р. Державина // XVIII век. СПб., 1999. Сб. 21. С. 268-281.
-
Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей Возвышенного и Прекрасного. М., 1979.
-
Бобров С. Разсвет полнощи: в 4 ч. СПб., 1804. Ч. III.
-
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994.
-
Вершинин И.В., Луков В.А. Предромантизм в Англии. Самара, 2002.
-
Веселовский А. Западное влияние в новой русской литературе. М., 1916
-
Григорьян К. «Ультраромантический род поэзии» (Из истории русской элегии) // Русский романтизм. Л., 1978. С. 79-117.
-
История романтизма в русской литературе. Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790-1825). М., 1979.
-
История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век / отв. ред. Ю.Д. Левин. СПб., 1996. Т. II: Драматургия. Поэзия.
-
Коровин В.Л. Пушкин и Бобров // Филологические науки. 1999. № 4. С. 3-10.
-
Николаев Н.И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века Архангельск, 1997.
-
Орлов П.А. Русский сентиментализм М., 1977. С. 250-255.
-
Поэты 1790-1810-х годов. Л, 1971.
-
Поэты начала XIX века / вступ. cт. и комм. Ю.М. Лотмана. Л., 1961.
-
Поэты-радищевцы / под ред. Вл. Орлов. Л., 1935.
-
Приятное и полезное препровождение времени. 1796. Ч. XI.
-
Приятное и полезное препровождение времени. 1798. Ч. XVIII.
-
Розанов И.Н. Русская лирика. От поэзии безличной к исповеди сердца: историко-литературные очерки. М., 1914.
-
Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000: энциклопедический словарь. М., 2001.
-
Сын Отечества. 1814. № 51.
-
Хурумов С.Ю. «Ночная» «кладбищенская» английская поэзия в восприятии С.С. Боброва: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 1998.