Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (57) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-57-2-57-65
«ПОРОГОВОСТЬ» КАК НАРРАТИВНЫЙ ПРИНЦИП В РОМАНЕ БОРИСА ДЫШЛЕНКО «КОНТУРЫ И СИЛУЭТЫ»
Статья посвящена введению в исследовательское аналитическое поле одного из поздних романов Бориса Дышленко - «Контуры и силуэты» (1996, издан в 2002), который, как представляется, манифестирует основные эстетические и творческие принципы писателя, образующие индивидуальный методологический комплекс и определяющие его авторскую стратегию. Ядерным компонентом комплекса является понятие «порог», метафорически характеризующее ситуацию неосуществленной/неосуществимой репрезентации и потому перенацеливающее текст на разработку самого порогового пространства, свободного от задачи выхода или преодоления. Как художник, Дышленко подключает живописную оптику, обеспечивающую ви́дение порога как фактуры, плотности, компонентного множества - контуров и силуэтов, концептуализированных в заголовке романа. В ходе анализа выявляются основные направления разработки «пороговости» как нарративного принципа, формирующего текст. К ним относятся: оформление специфического пространства, построенного на перманентной смене фона и первого плана; развитие иммерсивного эффекта, нейтрализующего последовательность и детерминированность; обращение нарративного движения внутрь текста - к воссозданию / припоминанию / уловлению / узнаванию себя; овеществление текста как знаковой системы через масштабную и многоуровневую сеть знаков-предсказаний, на которые ориентируются герой-нарратор и читатель; опустошение жанровой структуры детективного повествования и дедуктивной логики; выведение проблемы нестабильности границ героя как эквивалента нестабильности повествования и - шире - внетекстовой реальности. Погружение в «пороговую» наррацию обнаруживает возможность достижения неразличения в связках Я - Другой и далее Я - Чужой/чуждый через идентификацию одного в другом и узнавание-присвоение. Этот сложный эффект характеризует «пороговую» оптику, которая в перспективе может формировать новое понимание и новые решения, как творческие, так и социальные.
Ключевые слова
Борис Дышленко; порог; пороговая оптика; пороговая наррация; нестабильность репрезентации; неразличение
THRESHOLDNESS" AS A NARRATIVE PRINCIPLE IN BORIS DYSHLENKO'S NOVEL "CONTOURS AND SILHOUETTES"
The article introduces one of the late novels by Boris Dyshlenko "Contours and Silhouettes" (1996, published in 2002), which seems to manifest the main aesthetic and creative principles of the writer, forming an individual methodological complex and determining his authorial strategy. A key component of the complex is the concept of "threshold", which metaphorically describes the situation of unrealized/unrealizable representation and, therefore, redirects the text toward developing the threshold space, free of the task of exit or overcoming. As an artist, Dyshlenko connects pictorial optics, providing a vision of the threshold as a texture, density, component set - contours and silhouettes, conceptualized in the title of the novel. The analysis identifies the main lines of development of "thresholdness" as a narrative principle shaping the text. This "thresholdness" includes a specific space based on a permanent change of background and foreground; an immersive effect that neutralizes consistency and determinism; a turning of the narrative movement inside the text to recreate / remember / capture / recognize itself; objectification of the text as a sign system through a large-scale and multi-level network of predictive signs to which the character-narrator and reader are oriented; emptying the genre structure of the detective narrative and deductive logic; finding the problem of the instability of the character's borders as equivalent to the instability of the narrative and - more broadly - of out-of-text reality. Immersion in the "threshold" narrative reveals the possibility to achieve indistinction in the connections "I - Other" and further "I - Alien/strange" through identification of one in the other and recognition-assignment. This complex effect characterizes the "threshold" optic, which in the long run can form new understandings and new solutions, both creative and social.
Key words:
Boris Dyshlenko; threshold; threshold optics; threshold narration; instability of representation; indistinguishability
Список литературы
-
Арьев А. Рид Грачев и «Миф о Сизифе» // Звезда. 2020. № 5. С. 204-220. URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=3791 (дата обращения: 10.05.2023).
-
Берг М. Воспоминания о будущем // Коллекция: Петербургская проза (ленинградский период). 1970-е. СПб., 2003. С. 3-20.
-
Дышленко Б. Контуры и силуэты: Роман. СПб., 2002. 256 с. URL: https://coollib.com/b/443010-boris-ivanovich-dyishlenko-konturyi-i-siluetyi/read (дата обращения: 10.05.2023).
-
Дышленко Б. Порог // Звезда. 2005. № 11. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2005/11/porog.html (дата обращения 10.05.2023).
-
Иванов Б. На закате империи // Часы. 1976. Т. 1. URL: https://samizdat.wiki/images/7/7f/ЧАСЫ1_-_9_-_Иванов.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
-
Панкратова Е.В. Литературная стратегия самиздатского журнала «Часы»: концепция независимой литературы: дисс. … канд. филол. наук. Смоленск, 2019.
-
Тюленева Е.М. Пушкинский код в романе Бориса Дышленко «Созвездие Близнецов» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. № 4. С. 69-78.
-
Тюленева Е.М. К вопросу о «живописном» мышлении писателя-художника (роман Бориса Дышленко «Созвездие Близнецов») // Профессия: литератор. Год рождения: 1941. Коллективная монография. Елец, 2022. С. 20-30.