Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (57) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-57-2-66-72
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОЙ «ПЕРСОНЫ» в АЛЬБОМНОМ цикле Д. Боуи «Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса»
Статья посвящена особенностям реализации поэтической «персоны» и лирического героя в поэзии Д. Боуи. Альбомный цикл «Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса» является первой работой поэта, в центре которой находится поэтическая «персона» (термин взят из психологической системы К.Г. Юнга). «Персона» - литературная «маска», обладающая характеристиками персонажа, вокруг которой выстраивается альбомный цикл как художественное и поэтическое единство. Исполняя песни от лица «персоны» рокера-марсианина Зигги Стардаста и дистанцируясь от идеи аутентичности в рок-поэзии, Боуи руководствуется принципами имперсональности Т.С. Элиота -статья прослеживает разнородные проявления имперсональности в анализируемом альбомном цикле. То, каким способом «персона» проявляет себя через тексты песен, обуславливает особые взаимоотношения между лирическим голосом, «персоной», фигурой автора и читателем. Лирическое начало в текстах Боуи претерпевает постоянные идентификационные метаморфозы и периодически представляется амбивалентным, способным принадлежать как «персоне», так и связанным с ней безымянным героям. Обращаясь к концептуальным построениям формалистов Ю. Тынянова и В. Шкловского, статья предпринимает попытку объяснить, каким образом в поэзии Боуи выстраивается образ лирического героя. Неоднозначность отношений между «персоной», авторской личностью и лирическим голосом интерпретируется с помощью теории остранения, предложенной Шкловским. Статья описывает различные поэтические стратегии, которые Боуи использует для того, чтобы приблизить читателя к поэтической «персоне» и усилить ее значимость в рамках альбомного цикла и за его пределами. Руководствуясь теоретическими наработками Тынянова, посвященными поэтическому творчеству А. Блока, статья показывает, что лирический герой Боуи появляется в результате процесса медиации между читателем и различными концептуальными единицами в творчестве Боуи - «персоной», авторской личностью и множественными, зачастую неоднозначными лирическими голосами.
Ключевые слова
поэтическая «персона»; лирический герой; имперсональность; лирическое «я»; фигура автора; рок-поэзия; поэтический цикл
STRUCTURAL FEATURES OF THE POETIC "PERSONA" IN D. BOWIE'S ALBUM CYCLE "THE RISE AND FALL OF ZIGGY STARDUST AND THE SPIDERS FROM MARS"
The article studies the peculiarities of the implementation of the poetic "persona" and the lyrical hero in the poetry of D. Bowie. The album cycle "The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars" is the first work of the poet, in the center of which there is a poetic "persona" (the term is taken from the psychological system of C.G. Jung). "Persona" is a literary "mask" that has the characteristics of a character, around which the album cycle is built as an artistic and poetic unity. Performing songs on behalf of the "persona" of Martian rocker Ziggy Stardust and distancing himself from the idea of authenticity in rock poetry, Bowie is guided by the principles of impersonaality of T.S. Eliot. Thus the article traces the heterogeneous manifestations of impersonaality in the analyzed album cycle. The way in which the "persona" manifests itself through the lyrics creates a special relationship between the lyrical voice, the "persona", the figure of the author and the reader. The lyrical "I" in Bowie's texts undergoes constant identification metamorphoses and periodically appears ambivalent, able to belong both to the "persona" and to the nameless characters associated with it. Referring to the conceptual constructions of the formalists Y. Tynyanov and V. Shklovsky, an attempt is made to explain how the image of a lyrical hero is built in Bowie's poetry. The ambiguity of the relationship between the "persona", the author's personaality and the lyrical voice, is interpreted using the theory of estrangement proposed by Shklovsky. The article describes various poetic strategies that Bowie uses to bring the reader closer to the poetic "persona" and enhance its significance within the album cycle and beyond. Guided by the theoretical developments of Tynyanov, dedicated to the poetic work of A. Blok, the article shows that the lyrical hero of Bowie appears as a result of the process of mediation between the reader and various conceptual units in Bowie's work - the "persona", the author's personaality and multiple, often ambiguous lyrical voices.
Key words:
poetic "persona"; lyrical hero; impersonality; lyrical "I"; figure of the author; rock poetry; poetic cycle
Список литературы
-
Косиков Г.К. Т.С. Элиот // Зарубежная эстетика и теория литературы: XIX-XX вв. (под ред. Г.К. Косикова) М., 1987.
-
Тынянов Ю.Н. Блок // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 118-123.
-
Шкловский В. Искусство, как прием // О теории прозы. М., 1929.
-
Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант (пер. Н.М. Пальцева) // Зарубежная эстетика и теория литературы: XIX-XX вв. (под ред. Г.К. Косикова). М., 1987. С. 169-176.
-
Юнг К.Г. Отношения между Я и бессознательным // К.Г. Юнг. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 1994. С. 173-315
-
Bowie D. Five Years // The Rise and Fall of Ziggy Stardust & the Spiders From Mars. RCA, 1972.
-
Bowie D. Rock′n’Roll Suicide // The Rise and Fall of Ziggy Stardust & the Spiders From Mars. RCA, 1972.
-
Bowie D. Starman // The Rise and Fall of Ziggy Stardust & the Spiders From Mars. RCA, 1972.
-
Cooper A. David Bowie′s Sincerity // Theodore G. Ammon(ed.). David Bowie and Philosophy: Rebel Rebel. Chicago, 2016. P. 139-148.
-
Critchley S. Bowie. NY, London, 2014.
-
Crowe C. The Playboy Interview with David Bowie // Playboy, September 1976.
-
Jones A. Goodbye to Ziggy and All That // Melody Maker, 29 October 1977. URL: http://www.bowiegoldenyears.com/articles/771029-melodymaker.html (дата обращения: 06.06.2023).
-
MacKinnon A. The Future Isn't What It Used to Be. New Musical Express, September 13, 1980. URL: https://www.bowiegoldenyears.com/press/80-09-13-nme.html (дата обращения: 06.06.2023).
-
O' Grady A. David Bowie: Watch Out Mate! Hitler′s On His Way Back // NME, August 1975. URL: https://thequietus.com/articles/03598-david-bowie-nme-interview-about-adolf-hitler-and-new-nazi-rock-movement (дата обращения: 06.06.2023).
-
Roxon L. David Bowie - The Elvis of the Seventies // New York Sunday News, 1972. URL: www.5years.com/roxon.htm (дата обращения: 06.06.2023).
-
Smith J.Interview with David Bowie. Off the Record, June 3, 1988. URL: https://www.loc.gov/collections/joe-smith/about-this-collection/(дата обращения: 06.06.2023).