Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (57) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-57-2-78-87
СТИХОТВОРЕНИЕ Н.С. ГУМИЛЕВА «КЕНГУРУ»: РОЛЕВАЯ ПОЭТИКА И ЛИРИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ
В статье рассматривается поэтика стихотворения Н.С. Гумилева «Кенгуру» (1910) в аспекте постулирования ролевого героя в структуре лирического нарратива. В данном поэтическом тексте, вошедшем в состав третьей книги стихов поэта «Жемчуга», которая в целом характеризуется символистскими художественными и мировоззренческими установками, проступают черты будущего гумилевского акмеизма. «Акмеизация» образного и сюжетного построения этого стихотворения обусловлена ролевой формой репрезентации лирического субъекта, предстающим в образе «я» героини-девушки. Структурно-семиотический и нарратологический анализ данного текста раскрывает принципы перехода гумилевского сознания от символистского к акмеистическому миропониманию. В стихотворении Гумилева «Кенгуру» обнаруживается особый, не свойственный раннему творчеству поэта, взгляд на взаимодействие мужского и женского начала. Ролевая поэтика, реализуемая здесь посредством постулирования «точки зрения» героини-девушки и определяющая характер нарративного развертывания поэтического текста, способствует утверждению конвергентных стремлений фемининного «я» к маскулинному миру. В структуре лирического нарратива, персоналистически излагающего историю встречи девушки-рассказчицы с прирученным «кенгуру» и обусловленного ею мечтательного осознания жажды чувственной любви, вскрываются психологические перипетии становления девичьего «я», исполненного витальных сил и желания земного самоосуществления. Система персонажей стихотворения, в которой представлены реальные и виртуальный образы, определяет ценностно-смысловую логику нарративного развертывания текста: реальная героиня посредством игры с «ручным кенгуру» ментально устремляется к эфемерному, но желаемому возлюбленному. При этом единение с неведомым воображаемым мужским «я» осознается героиней в качестве событийного обретения земного счастья и гармонии. Делается вывод, что ролевая поэтика и построение лирического нарратива в стихотворении «Кенгуру» демонстрируют один из вариантов гумилевского «преодоления символизма».
Ключевые слова
Н. Гумилев; акмеизм; женское «я»; лирический нарратив; ролевой герой; художественный психологизм
THE POEM "KANGAROO" BY N.S. GUMILEV: ROLE POETICS AND LYRICAL NARRATIVE
The article examines the poetics of the poem "Kangaroo" (1910) by N.S. Gumilev in the aspect of postulating a role hero in the structure of a lyrical narrative. In this poetic text, which is part of poet’s third book of poems "Pearls" generally characterized by symbolist artistic and ideological attitudes, the features of the future Gumilev′s acmeism appear. The "acmeization" of the figurative and plot construction of this poem is due to the role form of representation of the lyrical subject, appearing in the image of the "the self" of the heroine-girl. The structural-semiotic and narratological analysis of this text reveals the principles of the transition of Gumilev′s consciousness from the symbolist to the acmeistic worldview. Gumilev′s poem "Kangaroo" reveals a special view of the interaction of masculine and feminine principles, which is not characteristic of the poet′s early work. Role poetics, realized here by postulating "the point of view" of the heroine-girl and determining the nature of the narrative unfolding of the poetic text, contributes to the assertion of convergent aspirations of the feminine "the self" to the masculine world. In the structure of the lyrical narrative, personalistically setting forth the story of the meeting of the girl narrator with the tamed "kangaroo" and the dreamy awareness of the thirst for sensual love caused by her, the psychological vicissitudes of the formation of the girl′s "self", filled with vital forces and the desire for earthly self-fulfillment, are revealed. The system of the poem′s characters, in which real and virtual images are presented, determines the value-semantic logic of the narrative unfolding of the text: the real heroine, through playing with a "tame kangaroo", mentally rushes to an ephemeral, but desired lover. At the same time, unity with an unknown imaginary male "self" is realized by the heroine as an eventful acquisition of earthly happiness and harmony. It is concluded that role poetics and the construction of a lyrical narrative in the poem "Kangaroo"demonstrate one of the variants of Gumilev′s "overcoming symbolism".
Key words:
N. Gumilev; acmeism; female "self"; lyrical narrative; role character; artistic psychologism
Список литературы
-
Асоян А.А. Семантика антитезы в поэтическом мире Николая Гумилева // Асоян А.А. Семиотика и метафорика художественных форм. СПб., 2019. С. 307-313.
-
Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Стихотворения. 1904-1941. М., 1998.
-
Баскер М. Ранний Гумилев: Путь к акмеизму. СПб., 2000.
-
Бобрицких Л.Я. Женские образы в лирике Н. Гумилева: опыт типологии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 4. С. 19-23.
-
Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892-1909. М., 1973.
-
Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы (1902-1910). М., 1998.
-
Гумилев Н.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 7. Статьи о литературе и искусстве. Обзоры. Рецензии. М., 2006.
-
Иванюк Б.П. Нарративные стихотворные жанры: рассказ, лэ, гавэнда, новелла, фаблио, шванк (Словарный формат) // Филоlogos. 2020. № 3(46). С. 44-49.
-
Исакова И.Н. О субъектной организации и системе персонажей в лирике // Филологические науки. 2003. № 1. С. 27-36.
-
Исрапова Ф.Х. Двоякая гендерная образность в стихотворениях из книги Н. Гумилева «Чужое небо» // Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-1930-х годов. М., 2022. С. 246-261.
-
Кихней Л.Г. Акмеизм: миропонимание и поэтика. М., 2001.
-
Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова // Корман Б.О. Избранные труды. История русской литературы. Ижевск, 2008. С. 253-601.
-
Кребель И.А. Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии. СПб., 2010.
-
Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995.
-
Раскина Е.Ю. Образы-символы животных в творчестве Н.С. Гумилева // Вестник МИТУ-МАСИ. 2019. № 1. С. 18-25.
-
Самойлова Н.Ю. Субъектная организация лирики Н. Гумилева // Проблемы литературных жанров. Ч. 2. Томск, 2002. С. 36-44.
-
Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н. С. Гумилева. Тверь, 2004.
-
Соколова Д.В. Поэтическая фауна Н.С. Гумилева // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2006. № 1. С. 129-137.
-
Тадевосян Т.В. Мифологема героя в поэтическом творчестве Н.С. Гумилева: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2008.
-
Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М., 2013.
-
Ушакова Т.А. Символ и аллегория в поэзии Николая Гумилева. Гл. II. Женские образы в лирике Гумилева: традиция символизма и ее трансформации // Николай Гумилев. Электронное собрание сочинений. URL: https://gumilev.ru/about/69/(дата обращения: 15.10.2022).
-
Чевтаев А.А. «Царица» в поэтическом универсуме Н. Гумилева // Кормановские чтения. Вып. 15. Ижевск, 2016. С. 233-250.
-
Шмид В. Нарратология. М., 2003.