Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (58) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-58-3-45-52
«ВИЛЫ» А. ИВАНОВА: МЕЖДУ ПУШКИНСКОЙ И ЕСЕНИНСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ ОСМЫСЛЕНИЯ ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА
В статье исследуется историко-публицистическая книга А. Иванова «Вилы». Показано, что принципы историзма, научности и объективности отчасти потеснены в ней логикой разворачивания художественных образов. Автор декларирует следование традициям Пушкина как автора «Истории Пугачева», но развивает и линию Есенина, создавшего свой миф о Пугачеве - крестьянском бунтовщике. Иванов предлагает отличное от предшественников понимание пугачевского бунта как войны за идентичность, поэтому в статье идет речь не столько о концептуальном сходстве авторов, сколько об общности подходов к историческому материалу. Так, Иванов, подобно Есенину, использует метод «двойного прочтения» событий, включая в исторический труд аллюзии на современность. Автор «Вил» предельно точен в описании этнического состава участников бунта, в характеристике уклада их жизни. В отличие от Есенина, увидевшего в пугачевщине прежде всего крестьянский бунт, Иванов подробно характеризует разные группы мятежников. Он описывает уклад и ценности яицких казаков, горнозаводских рабочих, инородцев и крестьян. При этом обоим писателям свойственно понимание привязанности к земле как фактора, ограничивающего крестьянский бунт. Оба акцентируют азиатское начало, связанное не только с составом участников, но и с природой бунта. Евразийство Иванова корреспондирует со скифством Есенина. Природа в «Вилах» и «Пугачеве» изображена мифопоэтически и принимает на себя роль соучастника или высшего судии происходящего. Усиливает иррациональность бунта обращение к приемам макарба, образам восставших мертвецов и судного дня. Иванов вводит в свою книгу трагического героя, борющегося с судьбой и ведомого ею. Но им оказывается не Пугачев, как это было у Есенина - в отношении вождя восстания автор стремится сохранить объективную дистанцию. Трагический герой Иванова - Салават Юлаев, образ которого спаян с народными преданиями. Наконец, Иванов прямо заимствует есенинскую интерпретацию образа Хлопуши. У обоих Хлопуша не гонец Рейнсдорпа, а подосланный губернатором убийца Пугачева, вставший на сторону мятежников.
Ключевые слова
Пугачевский бунт; традиция; историчность; мифологизация истории; трагический герой
PITCHFORK" BY A. IVANOV: BETWEEN PUSHKIN’S AND YESENIN’S TRADITION OF UNDERSTANDING THE PUGACHEV REBELLION
The article examines A. Ivanov's historical and journalistic book "Pitchforks". It is shown that the principles of historicism, science and objectivity are partly displaced in it by the logic of unfolding artistic images. The author declares following the traditions of Pushkin as the author of the "History of Pugachev", but also develops the line of Yesenin, who created his own myth about a peasant rebel Pugachev. Ivanov offers a different understanding of the Pugachev rebellion as the war for identity from his predecessors, so the article is not so much about the conceptual similarity of the authors as about the commonality of approaches to historical material. So, Ivanov, like Yesenin, uses the method of "double reading" of events, including allusions to modernity in the historical work. The author of "Pitchfork" is extremely accurate in describing the ethnic composition of the participants of the riot, in describing their way of life. Unlike Yesenin, who saw first of all a peasant revolt in Pugachevshchina, Ivanov characterizes in detail different groups of rebels. He describes the way of life and values of the Yaitsky Cossacks, mining workers, foreigners and peasants. At the same time, both writers tend to understand attachment to the land as a factor limiting peasant revolt. Both emphasize the Asian origin, connected not only with the composition of the participants, but also with the nature of the riot. Ivanov's Eurasianism corresponds with Yesenin's Scythianism. Nature in "Pitchfork" and "Pugachev" is depicted mythopoetically and assumes the role of an accomplice or the supreme judge of what is happening. The irrationality of the rebellion is reinforced by the appeal to the makarba techniques, the images of the risen dead and the Day of Judgment. Ivanov introduces into his book a tragic hero struggling with fate and guided by it. But it turns out not to be Pugachev, as it was with Yesenin - in relation to the leader of the uprising, the author seeks to maintain an objective distance. The tragic hero of Ivanov is Salavat Yulaev, whose image is soldered with folk legends. Finally, Ivanov directly borrows Yesenin's interpretation of the image of Khlopush. For both of them, Khlopush is not a messenger of Reinsdorp, but a murderer of Pugachev sent by the governor, who sided with the rebels.
Key words:
Pugachev's revolt; tradition; historicity; mythologization of history; tragic hero
Список литературы
-
Воронова О.Е. Национальное и общечеловеческое в творчестве Сергея Есенина: архетипы, универсалии, концепты. Рязань, 2013.
-
Гончаров П.А., Гончаров П.П. «Предел кровавому поприщу»: мотив возмездия в повествовании А. Иванова «Вилы» // Неофилология. 2020. Т. 148 6, № 21. С. 141-152.
-
Есенин С. А. Пугачев // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. Т. 3. Поэмы. М., 1998. С. 7-51.
-
Жижка М.В. Допрос пугачевского атамана А. Хлопуши // Красный архив. 1935. № 1. С. 162-163.
-
Иванов А. Вилы. М., 2016.
-
Марченко А.М. «Я хочу видеть этого человека…» Попытка истолкования «образов двойного зрения» в поэме Есенина «Пугачев» // Вопросы литературы. 2006. № 6. С. 121-140.
-
Николаева А.А. Тема «плясок смерти» в образной системе поэмы Есенина «Пугачев» и произведениях изобразительного искусства // Сергей Есенин и искусство: Сб. науч. трудов. М., 2014. (Сер. «Есенин в XXI веке»; 2). С. 334-341.
-
Поль Д.В. Мифологическое и историческое в поэме С.А. Есенина «Пугачев». // Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Ч. III. М. - Константиново - Рязань, 2018. (Сер. «Есенин в XXI веке». Вып. 6.) С. 360-371.
-
Самоделова Е.А. Историко-фольклорная поэтика С.А. Есенина. Рязань, 1998.
-
Солнцева Н.М. Поэтическая этнология С. Есенина («Пугачев») // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2015. № 4. С. 9-19.
-
Цветаева Пушкин и Пугачев // Цветаева Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. Автобиографическая проза. Статьи. Эссе. Переводы. М., 1994. С. 498-525.
-
Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст, интерпретация. М., 2001.
-
Шубникова-Гусева Н.И., Самоделова Е.А. Комментарии // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. Т. 3. Поэмы. М., 1998. С. 435-718.