Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (58) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-58-3-53-56
ДВА МИРА (ВОКРУГ КОНЦЕПЦИИ «ИТАЛЬЯНСКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ» В.В. РОЗАНОВА)
В статье выявляется и анализируется одна из ключевых составляющих концепции рассматриваемой книги - мысль о взаимопроникновении и теснейшем симбиозе языческих и христианских начал как самоочевидной характеристике итальянской цивилизационной (культурно-религиозной) реальности, включая современный фазис ее существования. Неотчуждаемая от творческого сознания В.В. Розанова коллизия язычества и христианства именно на итальянской почве обретает характер очевидности, сущего положения вещей, подтверждается массой фактов, непосредственно созерцаемых. А это, в свою очередь, дает стимул для иного впечатления - чуждости романо-католического мира миру славянскому и русской душе. Тем самым в книге намечается перспектива перехода Розанова из «неохристианского» в итоговый «консервативный» фазис своей творческой деятельности, что дополнительно свидетельствует об этапном характере данного «незнаменитого» произведения.
Ключевые слова
В.В. Розанов; язычество; христианство; католицизм; противоречивая действительность; консерватизм писателя
TWO WORLDS (AROUND THE CONCEPT OF "ITALIAN IMPRESSIONS" BY V.V. ROZANOV)
The article identifies and analyzes one of the key components of the concept of the book under consideration - the idea of the interpenetration and the closest symbiosis of pagan and Christian principles as a self-evident characteristic of the Italian civilizational (cultural and religious) reality, including the modern phase of its existence. Inseparable from the creative consciousness of V.V. Rozanov, the collision of paganism and Christianity precisely on Italian soil acquires the character of evidence, the actual state of things, is confirmed by a mass of facts directly contemplated. And this, in turn, gives an incentive for a different impression - the alienness of the Roman Catholic world to the Slavic world and the Russian soul. Thus, the book outlines the prospect of Rozanov's transition from the "neo-Christian" to the final "conservative" phase of his creative activity, which additionally testifies to the staged nature of this "unknown" work.
Key words:
V.V. Rozanov; paganism; Christianity; Catholicism; contradictory reality; conservatism of the writer
Список литературы
-
Беляев Ю.Д. О Розанове // Новое время. 1909. № 11954.
-
Майков А.Н. Соч.: в 2 т. М., 1984. Т. 2.
-
Мережковский Д.С. Собр. соч.: в 4 т. М., 1990. Т. 4.
-
Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Подгот. текста, послесл. М. Ермолаева; Коммент. А. Архангельской, М. Ермолаева. М., 1995. (Прошлое и настоящее).
-
Розанов В.В. Иная земля, иное небо.. Полн. собр. путевых очерков 1899-1913 гг. М., 1999.
-
Сарычев Я.В. Религия Дмитрия Мережковского: «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение: Монография. М., 2017.
-
Сарычев Я.В. Возвращение «домой»: феномен «Итальянских впечатлений» В.В. Розанова // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 4(19). С. 17-23.
-
Mazzanti Angela M. (ed.) Verità e mistero nel pluralismo culturale della tarda antichità. Bologna, 2009.