Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (58) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-58-3-81-87
ЭЛЕГИЧЕСКИЙ МОДУС ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ И РОМАНС КАК КАТЕГОРИИ СОПОСТАВИТЕЛЬНОЙ ПОЭТИКИ РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУР
Статья посвящена малоизученной и дискуссионной теме, связанной с жанровой модальностью, а именно, элегизацией литературного романса в русской и татарской поэзии. Установлено, что литературный романс занял видное место в жанровой системе русской лирики XIX - начала XX вв. Проблемизирует ситуацию тот факт, что ни элегия, ни романс как лирические формы долгое время не входили в жанровый состав татарской поэзии, оставаясь модусом художественности суфийской литературы. Однако если элегический жанр в творчестве татарских авторов возник в 60-е годы XX века как результат трансгрессии русской элегии, то первые образцы литературного романса появляются раньше - в 20-30-е годы (Г. Рахим, М. Джалиль). При этом поэтика и содержание романсовых произведений этого времени сближаются с песней, имеющей глубокие традиции в национальной литературе, как, например, в случае романса М. Джалиля «Син дулкыннар тавышын тыңладыңмы» («Ты слушала ли голос волн», 1930). Фактическим материалом сопоставительного исследования стала романсовая лирика И. Анненского и татарских поэтов второй половины XX века - Р. Ахметзянова и М. Галиева. В статье предпринят диахронный аспект компаративного исследования, в основе которого - общность модернисткой тенденции в литературах. Нами установлено, что мелодическое начало в романсах И. Анненского создается с помощью ассонансов, эпифоры, рефренов, которые способствуют преобладанию в них строфического единства над синтаксическим. Особое место в его поэзии имеет уникальная «суггестивная образность», которая вместе с тем не элегична по природе («Осенний романс», «Зимний романс», «Романс без музыки»). Напротив, романсы татарских авторов характеризует полижанровость и полидискурсивность. Так, элегический модус художественности в романсе Р. Ахметзянова «Под вечер, когда удлиняются тени» по-своему проявился в мотиве воспоминания о прошлом, в субъектно-объектной структуре, а также в построении диалога с ней («ты»), который коррелирует с поэтикой элегии.
Ключевые слова
жанр; элегия; романс; русская литература; татарская поэзия; модус художественности
ELEGIAC MODE OF ARTISTRY AND ROMANCE AS A CATEGORY OF COMPARATIVE POETICS OF RUSSIAN AND TATAR LITERARURE
The article examines a poorly studied and controversial topic related to the genre modality, i.e., the elegization of literary romance in Russian and Tatar poetry. It is stated that literary romance has taken a prominent place in the system of Russian lyrics of the XIX - early XX century. The circumstance is complicated by the fact that neither elegy nor romance as lyrical forms have long been included in the genre composition of Tatar poetry, remaining a mode of artistic expression in Sufi literature. However, if the elegiac genre in the works of Tatar writers emerged in the 60s of the XX century as a result of the transgression of Russian elegy, then the first examples of literary romance appeared earlier: in the 20s and 30s (G. Rakhim, M. Jalil). Meanwhile, the poetics and content of the romances of this time converge with a song that has deep roots in national literature, such as in the case of M. Jalil's romance "Sin dulkynnar tavyshyn tynladynmy" ("Did you listen to the voice of the waves", 1930). The actual material of the comparative study was the romance lyrics of I. Annensky and the Tatar poets of the second half of the XX century, R. Akhmetzyanov and M. Galiev. The article undertakes a diachronic aspect of comparative research based on the similarity of the modernist trend in literature. We stated that the melodic beginning in I. Annensky's romances is created with the help of assonance, epiphora, refrain, which contribute to the predominance of strophic unity over syntactic in them. A special place in his poetry is taken by a unique "suggestive imagery", which at the same time is not elegiac in nature ("Autumn romance", "Winter romance,", "Romance without music"). On the contrary, the romances of Tatar authors are characterized by multiple genres and multiple discourses. Thus, the elegiac mode of artistry in R. Akhmetzyanova's romance "In the evening, when the shadows lengthen" manifested itself in its own way in the motive of remembering the past, in the subject-object structure, as well as in building a dialogue with her ("you"), which correlates with the poetics of elegy.
Key words:
genre; elegy; romance; Russian literature; Tatar poetry; mode of artistry
Список литературы
-
Анненский И. Стихотворения. Трагедии. М.,1998.
-
Боровская А.А. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети XX века: автореф. дисс.. д-ра филол. н. Астрахань, 2009.
-
Бройтман С.Н. Деканонизация жанров в поэтике художественной модальности // Теория литературы: учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб завед.: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 2. С. 313-333.
-
Галиев М. Сайланма ǝсерлǝр: 4 томда. Шигырьлǝр, баллада. Казан, 1998. 1 т. (на татар. яз.).
-
Гаспаров М.Л. Романс // Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987.
-
Әхмәтҗанов Р. Гомер тирәге: Шигырьләр, поэмалар. Казан, 1985. (на татар. яз.).
-
Загидуллина Д.Ф. Татарская поэзия и проза рубежа XX-XXI веков: эстетические ориентиры и художественные поиски: монография. Казань, 2018.
-
Лирика А.С. Пушкина в татарских переводах / сост. Г.Ф. Сафина; науч. ред. Я.Г. Сафиуллин. Казань, 2004.
-
Никкарева Е.В. Литературный романс и баллада: проблемы разграничения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2014. № 2(2). С. 249-252.
-
Петровский М. «Езда в остров любви», или Что есть русский романс // Вопросы литературы. 1984. № 5. C. 55-90.
-
Сендерович С. Алетейя. Элегия Пушкина «Воспоминание» и проблемы его поэтики. Wien: Wiener Slawistischer Almanach, 1982.
-
Хабибуллина А.З. Элегия, элегическое, элегизм в русской и татарской поэзии: критерии сопоставительного исследования: монография. Казань, 2021.
-
Харченко В.К., Хорошко Е.Ю. Язык и жанр русского романса. Монография. М., 2005.