Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (58) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-58-3-88-94
ОБРАЗ РЕБЕНКА И КАТЕГОРИЯ ДЕТСКОСТИ В РОМАНАХ ЭНН БРОНТЕ
В статье рассматривается образ ребенка в двух романах Энн Бронте с опорой на биографический и историко-типологический методы с учетом компаративистского анализа. Темы детства и детскости разрабатывались Энн Бронте с опорой на личный опыт, претерпевая глубокое художественное переосмысление для обозначения четкой авторской позиции и решения собственных эстетических задач. Рассматривая образ ребенка и категорию детскости в обоих романах, можно прийти к выводу, что мотив детства разрабатывается автором всегда глубоко, но выполняет разные функции. В первом романе «Агнес Грей» писательница решает отобразить сложности воспитания детей английской аристократии и буржуазии, выбирая для этого дидактический формат противопоставления ребенка положительного и избалованного. Религиозный взгляд на социальную проблематику романа обеспечивает, с одной стороны, назидательность, с другой - глубокий психологический контекст, обеспечивающий широкую разработку темы. Во втором романе «Незнакомка из Уалдфелл-Холла» детские образы и герои, наделенные детскими чертами, выполняют вспомогательную функцию характеристики главной героини, но также создают контрастный рисунок по сравнению с изображением ребенка в первом романе.
Ключевые слова
викторианская литература; образ ребенка; детство; Энн Бронте
THE IMAGE OF A CHILD AND THE CATEGORY OF CHILDISHNESS IN ANNE BRONTЁ'S NOVELS
The article examines the image of a child in two novels by Anne Brontë based on biographical and historical-typological methods, taking into account comparative analysis. The themes of childhood and childishness were developed by Anne Brontë based on personal experience, undergoing a deep art rethinking to indicate a clear author's position and solve her own aesthetic tasks. Considering the image of a child and the category of childishness in both novels, we can come to the conclusion that the motive of childhood is always developed by the author deeply, but it performs different functions. In her first novel, "Agnes Grey", the writer decides to display the difficulties of raising children of the English aristocracy and the bourgeoisie, choosing for this a didactic format of opposing a positive and spoiled child. On the one hand, the religious view on the social problems of the novel provides edification, on the other hand, deep psychological context that provides broad development of the subject. In the second novel, "The Tenant of Wildfell Hall", the children and characters, endowed with childish features, perform an auxiliary function of portraying the main character, but also create a contrasting pattern compared to the depiction of a child in the first novel.
Key words:
Victorian literature; image of a child; childhood; Anne Brontë
Список литературы
-
Бронте Э. Агнес Грей; Незнакомка из Уайлдфелл-Холла; Стихотворения // Э. Бронте. М., 1990.
-
Бячкова В.А. «Граница детства» в викторианском романе // Мировая литература в контексте культуры, № 4. Пермь, 2015. С. 22-32.
-
Выговская Н.С. Образ детства в современной англоязычной литературе: интертекстуальный диалог: автореф. дисс.. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2018.
-
Елисеева И.А. «Вымышленная биография» Энн Бронте как тип автобиографического романа: дисс. … канд. филол. наук. Орск, 2012.
-
Капусткина Е.С. Социолингвистические маркеры образа гувернантки викторианской эпохи (на материале романов сестер Бронте) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия, Т. 25, № 2. Самара, 2019. С. 95-99.
-
Королева С.Б. Многоголосие и жажда счастья: образ детства в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, Т. 12, № 4. Пермь, 2020. С. 90-99.
-
Крупенина М.И. «Неважный народец»: «Большие надежды» и образ детства в викторианской Англии // Историческая и социально-образовательная мысль, Т. 7, № 7-2. Краснодар, 2015. С. 235-239.
-
Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. Уильям Блейк. URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/william-blake.htm (дата обращения: 28.06.2023).
-
Мнацаканян К.А. Образ ребенка и категория детскости в викторианской литературной сказке // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: филология, № 3. М., 2007. С. 115-120.
-
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.
-
Сидорченко Л.В. Литература Западной Европы 19 века. Сестры Бронте. URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/sidorchenko-sestry-bronte.htm (дата обращения: 21.01.2023).
-
Толковый словарь Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru/(дата обращения: 21.01.2023).
-
Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб., 2004.
-
Alexander C., Smith M. The Oxford Companion to the Brontës. Oxford University Press, 2004.
-
Barker J. The Brontës. St. Martin′s Pr., 1996.
-
Gerin W. Anne Brontë. Allen Lane, 1976.
-
Frawley M.H. Anne Bronte. New York, 1996.
-
Oxford Advanced Learner′s Dictionary. Ninth Edition. Oxford, 2015.
-
Thomson P. Review: Agnes Grey // The Review of English Studies. Vol. 41, № 163 (Aug.), 1990. P. 441-442.