Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (59) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-59-4-24-30
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МНЕМОНИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА
Статья посвящена изучению поэзии И.А. Бунина в аспекте особенностей распоряжения в ней мнемонического потенциала. Известно, что творческое наследие автора, помимо прозы, содержит богатую по содержанию и разнообразную по форме поэзию, которая благодаря авторскому гению избирательно следует сложившейся литературной традиции, но и в то же время не стоит в стороне от использования новаторских инициатив. Данное свойство присуще и мнемонической поэзии, составляющей, хотя и незначительный, но показательный с точки зрения аналитики поэтических установок сегмент. На основе анализа наиболее презентативных образцов выявляется, что в использовании ресурсов мнемонической лирики прослеживаются две тенденции. Первая основывается на том, что поэтом применяется достаточно ограниченный жанровый реестр наиболее употребительных форм мнемонической поэзии - стихотворение «Памяти…», «воспоминание», «о детстве героя», а также синтез некоторых из них (стихотворная легенда и лирическое напутствие). Это свидетельствует о том, что автор идет по традиционному пути воспроизведения «памяти жанра». Вторая тенденция указывает на то, что довольно часто мнемонический потенциал оказывается рассредоточенным и продуктивно используется за пределами структуры собственно мнемонических жанров. Вследствие этого подавляющее большинство составляют такие ресурсы мнемонической поэзии, как тематический мотив, который реализуется в виде структурно-содержательного элемента текста и привносит в него корректировку жанрового задания. Кроме того, широко реализуются Буниным различного вида аллюзии (контекстуальные, тематические), реминисценции, приемы мнеморитма и иные способы репрезентации «чужого», как правило, прецедентного текста с целью актуализации ретроспективных смыслов, имеющих непреходящее поэтологическое значение для всего творчества автора. Такая организация и распределение потенциала использования ресурсов мнемонической поэзии, сочетающая в себе классическую (традиционную) и неклассическую (персоналистскую) интенции, представляется для Бунина наиболее приемлемой, поскольку отвечает его внутренним духовно-нравственным запросам на память о прошлом как связующей нити с Отечеством и заодно отражает мировоззренческие установки поэта, чье лирическое творчество находится на рубеже времен и литературных эпох.
Ключевые слова
мнемоническая поэзия; жанр; память; мотив; тема; стихотворение
THE SPECIFICS OF THE USE OF MNEMONIC POETRY RESOURCES IN THE WORKS OF I.A. BUNIN
The article deals with the study of I.A. Bunin's poetry in the aspect of the peculiarities of the disposition of mnemonic potential in it. It is known that the author's creative legacy, in addition to prose, contains poetry rich in content and diverse in form, which, thanks to the author's genius, selectively follows the established literary tradition, but at the same time does not stand aside from the use of innovative initiatives. This property is also inherent in mnemonic poetry, which, although insignificant, is indicative from the point of view of the analysis of poetic attitudes segment. Based on the analysis of the most representative samples, it is revealed that there are two trends in the use of mnemonic lyrics resources. The first is based on the fact that the poet uses a rather limited genre register of the most common forms of mnemonic poetry - the poem "Memory ...", "remembrance", "about the childhood of the hero", as well as the synthesis of some of them (poetic legend and lyrical parting words). This indicates that the author is following the traditional path of reproducing the "memory of the genre". The second trend indicates that quite often the mnemonic potential turns out to be dispersed and productively used outside the structure of the mnemonic genres themselves. As a result, the vast majority of mnemonic poetry resources are such as a thematic motif, which is implemented as a structural and meaningful element of the text and introduces an adjustment of the genre task into it. In addition, Bunin widely implements various types of allusions (contextual, thematic), reminiscences, mnemorhythm techniques and other ways of representing "someone else's", as a rule, precedent text in order to actualize retrospective meanings that have lasting poetical significance for the entire work of the author. Such an organization and distribution of the potential for using the resources of mnemonic poetry, combining classical (traditional) and non-classical (personalistic) intentions, seems to be the most acceptable for Bunin, since it meets his inner spiritual and moral demands for the memory of the past as a connecting thread with the Fatherland and at the same time reflects the worldview of the poet, whose lyrical work is at the turn times and literary epochs.
Key words:
mnemonic poetry; genre; memory; motive; theme; poem
Список литературы
-
Анисимов К.В. «Итинерарий жизни». Восточные травелоги И.А. Бунина: специфика авторского сознания и нарратива // Россия - Италия - Германия: литература путешествий: коллектив. моногр. Томск, 2013. С. 466-484.
-
Анненский Н.Ф. Стихотворения и трагедии. Л., 1990.
-
Бунин И.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Стихотворения, 1888-1952. М., 1987.
-
Бунин И.А. Тень птицы // URL: http://lib.ru/BUNIN/tenx.txt (дата обращения: 12.11.2023).
-
Зайцев К. Иван Бунин: жизнь и творчество. Берлин, 1934.
-
Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург, 2010.
-
Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.
-
Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980.
-
Шатин Ю.В. Три аспекта жанровой теории (тезисы) // Проблемы литературных жанров: Материалы 6 научной межвузовской конференции (7-9 дек. 1988 г.). Томск, 1990. С. 5-6.