Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (59) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-59-7-31-43
СТИХОТВОРЕНИЯ-СРАВНЕНИЯ Ф. ТЮТЧЕВА
В статье проводится структурно-семантический анализ стихотворений-сравнений Ф. Тютчева. Определяются два их композиционных варианта, обусловливающих разные типы аргументированного сходства соотносимых объектов - уподобленный («Фонтан», «Как над горячею золой…», «В часы, когда бывает…», «Смотри, как на речном просторе…» и «Еще земли печален вид…») и ассоциативный («Когда в кругу убийственных забот…», В толпе людей, в нескромном шуме дня…», «Н.Ф. Щербине», «Лето 1854», «Нет дня, чтобы душа не ныла…»). Выявлены основные фигуры, участвующие в аргументации их относительного сходства - антитеза, параллелизм и традиционный мотив. По ходу анализа и интепретации художественных произведений подключаются контексты, прежде всего, литературный, а также содержание авторского мирообраза.
Ключевые слова
Ф. Тютчев; стихотворения-сравнения; структурно-семантический анализ
POEMS-COMPARISONS BY F. TYUTCHEV
The article provides a structural and semantic analysis of the poems-comparisons of F. Tyutchev. Two of their compositional variants are defined, which determine different types of reasoned similarity of correlated objects - likened ("Fountain", "As over hot ashes...", "At hours when it happens ...", "Look how the river expanse ..." and "The view of the earth is sad ...") and associative ("When in the circle of murderous worries ...", In a crowd of people, in the immodest noise of the day...", "N.F. Shcherbine", "Summer 1854" and "There is no day that the soul does not ache..."). The main figures involved in the argumentation of their relative similarity are identified - antithesis, parallelism and the traditional motive. In the course of the analysis and interpretation of works of art, contexts are involved, primarily literary, as well as the content of the author's worldview.
Key words:
F. Tyutchev; comparative poems; structural and semantic analysis
Список литературы
-
Благой Д. Творчество Тютчева // Три века: Из истории русской поэзии XVIII, XIX и ХХ в. М., 1933. С. 180-236.
-
Грехнев В.А. Об истоках малых композиционных форм в лирике Тютчева // Русская литература XIX в.: Вопросы сюжета и композиции: 2-й межвуз. сб. Горький, 1975. С. 155-162.
-
Грехнев В.А. Композиция и смысл тютчевских сопоставлений // Вопросы сюжета и композиции: Межвуз. сб. Горький, 1978. С. 156-164.
-
Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971.
-
Иванюк Б.П. «О чем ты воешь, ветр ночной?» Ф. Тютчева и проблема диалогового слова // Б.П. Иванюк. Диалоги с г-ном Текстом. Монография. Елец, 2017. С. 47-53.
-
Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Труды по знаковым системам: Ученые записки Тартуского ун-та, 1977. Т. 9. Вып. 422.
-
Музиль Р. Человек без свойств: роман в 2 кн. М., 1984. Кн. 2.
-
Новалис. Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 94-107.
-
Письма Ф.И. Тютчева к его второй жене, урожд. бар. Преффель (1859-1867). Петроград, 1916.
-
Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 39-53.
-
Тютчев Ф.И. Лирика: в 2 т. М., 1966. Т. 1.
-
Ужогова Е.В., Хаев Е.С. Лирические композиции Тютчева // Русская литература ХІХ в.: Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1975. С. 168-177.
-
Шимкевич К. Роль уподобления в строении лирической темы // Поэтика: сборник статей. Вып. II. Л., 1927. С. 44-54.