Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (59) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-59-4-52-61
О СЮЖЕТНОСТИ И ЛИТЕРАТУРНОСТИ ЧЕХОВСКОЙ «СТЕПИ»
Статья представляет историко-литературное и теоретическое введение к криптологическому прочтению повести А.П. Чехова «Степь». Эпистолярные свидетельства автора о работе над этим произведением проанализированы как вероятные указания на конкретную подтекстовую сюжетность. Авторская апелляция к творчеству Н.В. Гоголя интерпретируется как наиболее явная, но не единственная литературная аллюзия, указывающая на искусную системно-концептуальную интертекстуальность повести, наряду с теми аспектами, которые соотносятся с психотипами главных героев. Имманентная чеховская сюжетность противопоставлена классическому событийному сюжету, а также еще бытующему представлению о «бессюжетности» чеховской прозы. Утверждается, что Чехов не только писал, но и мыслил сюжетно, видел в сюжете формально-содержательное начало текстопорождения. Центральные персонажи повести осмыслены как сложные типажи, дифференцированные между собой на разных основаниях (возраст, темперамент, род деятельности) и соотносимые с разными культурно-историческими концепциями (платоновской, аристотелевской, дантовской), а также как ключевые проекции, активирующие определяемые ими аспекты художественной структуры (физическое перемещение по степи; метафорическое обобщение человеческой жизни; психологическое становление личности; символическое проявление бытия в динамике его постижения). Главный герой повести автобиографичен и архетипичен, в нем соединены личный жизненный опыт автора и профессиональные авторские представления о человеческой природе. Описание брички, с которого начинается повесть и которое вызывает ассоциации с гоголевской бричкой из поэмы «Мертвые души», прочитывается как ключевое для распознания скрытых смыслов «Степи». Во-первых, это ориентация на гоголевскую поэму как образец, путь и метод; во-вторых, это выражение творческой состязательности по отношению к мэтру; в-третьих, подключение к кодам системной и концептуальной авторской криптографии. Чеховская «Степь» рассматривается как продолжение классической традиции и манифестация нового искусства, как трансформация личных впечатлений и личностных воззрений в целостную панораму отечественной и мировой истории, в частности, истории литературы.
Ключевые слова
А.П. Чехов; Н.В. Гоголь; «Степь»; сюжетность; подтекст; литературная криптография
ABOUT THE PLOTNESS AND THE LITERATURNESS OF CHEKHOV’S "THE STEPPE"
The article presents a historical, literary and theoretical introduction to the cryptological reading of A.P. Chekhov's story "The Steppe". The author's epistolary testimonies about the work on this work are analyzed as likely indications of a specific subtext plotness. The author's appeal to the work of N.V. Gogol is interpreted as the most explicit, but not the only literary allusion, indicating the skillful systemic and conceptual intertextuality of the story, along with those aspects that correlate with the psychotypes of the main characters. The immanent Chekhov's plotness is contrasted with the classical event plot, as well as the prevailing idea of the "plotlessness" of Chekhov's prose. It is argued that Chekhov not only wrote, but also thought by the plot; he saw in the plot the formal and meaningful beginning of text generation. The central characters of the story are understood as complex types differentiated from each other on different grounds (age, temperament, occupation) and correlated with different cultural and historical concepts (Platonic, Aristotelian, Dante′s), as well as key projections activating aspects of the artistic structure defined by them (physical movement across the steppe; metaphorical generalization of human life; psychological formation of personality; symbolic manifestation of being in the dynamics of its comprehension). The main character of the story is autobiographical and archetypal, it combines the author's personal life experience and professional author's ideas about human nature. The description of the "britchka", with which the story begins and which evokes associations with the Gogol′s "britchka" from the poem "Dead Souls", is read as key to recognizing the hidden meanings of the "Steppe". Firstly, it is an orientation towards Gogol's poem as a model, path and method; secondly, it is an expression of creative competition in relation to the master; thirdly, it is a connection to the codes of systemic and conceptual author's cryptography. Chekhov's "The Steppe" is considered as a continuation of the classical tradition and a manifestation of new art, as a transformation of personal impressions and personal views into an integral panorama of national and world history, in particular, the history of literature.
Key words:
A.P. Chekhov; N.V. Gogol; "The Steppe"; plotness; subtext; literary cryptography
Список литературы
-
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1976. Т. 1.
-
Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002.
-
Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. М., 2000.
-
Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.-Л., 1937-1952.
-
Двинятин Ф.Н. Об одном возможном случае прототипического подтекста: персонажи Гоголя и литераторы // Текст и комментарий: Круглый стол к 75-летию Вяч.Вс. Иванова. М., 2006.
-
Кораблев А.А. История литературы в «Мертвых душах»: портреты и оригиналы // Н.В. Гоголь и русская литература: К 200-летию со дня рождения великого писателя. Девятые Гоголевские чтения. М., 2010.
-
Кораблев А.А. Системология фольклорных и физиогномических аллюзий в «Мертвых душах» // Гоголь и традиционная славянская культура. Двенадцатые Гоголевские чтения. Новосибирск, 2012.
-
Платон. Собр. соч.: в 4 т. М., 1993. Т. 2.
-
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.
-
Телешов Н. Записки писателя. М., 1950.
-
Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.
-
Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М., 1974-1983.
-
Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. М., 1974-1982.
-
Чехов в воспоминаниях современников. 2-е изд. М., 1954.