Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (59) (2023)
DOI 10.24888/2079-2638-2023-59-4-75-81
МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ В ПОЭТИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ ИВАНА ЖДАНОВА «ПОЕЗД»
Предлагаемое исследование обращает внимание на многоярусность, объемность, неоднородность, символическую насыщенность, разнообразие и изменчивость пейзажных элементов в художественном тексте. Это позволяет рассматривать пейзаж не только как отражение взаимоотношений человека и природы, но констатировать возможность выражения через пейзажные образы идей о вселенском устройстве; выделить не только описательно-фоновую функцию пейзажа, но и обнаружить его способность сигнализировать о субъективных особенностях восприятия человеком самого себя, окружающих и бытия в целом. Понимание системности пейзажа, его феноменологического влияния, а также наличия общих закономерностей и принципов в формировании и использовании природно-пространственных компонентов приводит к осознанию необходимости оформления термина «пейзажный код». В соответствии с установками означенного подхода особенно пристальное внимание уделяется пейзажу, основанному на метаболическом переносе. Метабола порождает собой новый тип мировоззрения, делает образы обратимыми, что соотносится с трактовкой пейзажа как сложной многокомпонентной структуры и подчеркивает его ориентированность на философское постижение мира. Рассматриваемая в контексте других оказывающих формирующее воздействие на сознание тропов, метабола типируется как усложненное, дополненное в сравнении с метафорой понятие, являющееся краеугольным для метареалистической поэтики многомерной реальности. В качестве иллюстративно-доказательного материала в статье предлагается анализ стихотворного цикла Ивана Жданова «Поезд». Исследовательский выбор объясняется свойственной для авторской художественной модели метаболически концентрированной образной многозначностью, а также творческим интересом поэта к пейзажному жанру. Детальное препарирование текста происходит с точки зрения функционирования в нем метаболы как средства создания подвижных, многосоставных, мозаично разложимых пейзажных образов, построенных на приближении и наслоении различных реальностей. Основанный на метаболе пейзаж рассматривается как частное проявление пейзажного кода, яркий пример пейзажа, создающего сознание, и значимый канал для репрезентации авторской философии миропонимания. На конкретных примерах показывается способность метаболического пейзажа менять местами прямое и переносное значения, тем самым связывая и гармонизируя разнополярные элементы, а также расширяя само понимание категории пейзажности.
Ключевые слова
пейзаж; пейзажный код; метабола; метареализм; поэтическое мировоззрение
METABOLIC LANDSCAPE IN THE POETIC CYCLE "TRAIN" BY IVAN ZHDANOV
The proposed study draws attention to the multi-tiered nature, volume, individuality, symbolic richness, diversity and variability of landscape elements in a literary text. This allows us to consider the landscape not only as a reflection of man and nature, but also to state the possibility of expressing ideas of the structure of the universe through landscape images. At the same time, not only the descriptive-background function of the landscape is highlighted, but also determine its ability to signal the side features of a person′s perception of himself, the environment and existence in general. Understanding the systematic nature of the landscape, its phenomenological power, as well as the fundamental principles of the formation and the use of natural-spatial components leads to an awareness of the need to formulate the term "landscape code". In accordance with the attitudes of chosen approach, particularly close attention is paid to the landscape based on metabolic transfer. The metabola represents a new type of worldview, making images reversible, which correlates with the interpretation of landscape as a multicomponent structure and determines its focus on philosophical comprehension of the world. Considered in the context of other tropes that have a formative impact on consciousness, metabola is typified as a complicated concept, supplemented in comparison with metaphor, which is the cornerstone for the metarealistic poetics of multidimensional reality. As illustrative and evidentiary material, the article presents an analysis the poetic cycle "Train" by Ivan Zhdanov. The research choice is explained by the metabolically concentrated figurative ambiguity inherent in the author′s artistic model, as well as the poet′s creative interest in the landscape genre. A detailed dissection of the text occurs from the point of view of the functioning of metabola in it as a means of creating moving, multi-component, mosaic-decomposed landscape images, built on the approximation and layering of various realities. A landscape based on metabol is considered as a particular manifestation of the landscape code, a vivid example of a landscape that creates consciousness, and a significant channel for representing the author′s philosophy of worldview. Specific examples show the ability of a metabolic landscape to swap direct and figurative meanings, thereby connecting and harmonizing heteropolar elements, as well as expanding the very understanding of the category of landscape.
Key words:
landscape; landscape code; metabole; metarealism; poetic outlook
Список литературы
-
Жданов И.Ф. Воздух и ветер. Сочинения и фотографии. М., 2006.
-
Ковалев П.А. Постмодернистские течения в русской поэзии и специфика современного литературного процесса. Орел, 2013.
-
Масалов А.Е. Морфология метаболы в поэтическом языке метареализма: автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 2022.
-
Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С. 68-81.
-
Плеханова И.И. Вопросы и вопрошание в творчестве Ивана Жданова // Творчество Ивана Жданова: философия, эстетика, поэтика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Творчество Ивана Жданова: философия, эстетика, поэтика» (Барнаул, 27-28 сентября 2018) / под ред. С.А. Манскова, Н.В. Халиной, Барнаул, 2018. С. 23-43.
-
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. 6-е изд. М., 2007.
-
Токарев А.А. Концепция «праязыка» и «языка искусства» в творчестве Ивана Жданова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. № 4(70): в 2 ч. Ч. 2. C. 40-42.
-
Токарев А.А. Поэтика духовной жажды в творчестве Ивана Жданова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2016. № 12(66): в 4 ч. Ч. 1. C. 38-41.
-
Халина Н.В. Изменение топологии физического пространства в поэтической вселенной: метареальность И. Жданова // Творчество Ивана Жданова: философия, эстетика, поэтика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Творчество Ивана Жданова: философия, эстетика, поэтика» (Барнаул, 27-28 сентября 2018) / под ред. С.А. Манскова, Н.В. Халиной, Барнаул, 2018. С. 122-138.
-
Чижов Н. С. Поэтика заглавий в книге Ивана Жданова «Воздух и ветер» // Новый филологический вестник. 2020. № 2 (53). М., 2020. С. 231-244.
-
Шестакова И.В. Фотообразы в поэзии И. Жданова // Культура и текст. 2019. № 2(37). С. 88-96. URL: https://journal-altspu.ru/kultura-i-tekst-2019-2-37 (дата обращения: 23.05.2023).
-
Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.
-
Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М., 1990. С. 110-132.