Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (60) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-60-1-5-11
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
В науке о литературе «психологизм» остается дискуссионным понятием. Его теоретическое рассмотрение вызывает ряд насущных вопросов, связанных с определением объема и границ данного феномена, терминологическим оформлением в российской и зарубежной научных традициях, методологическими принципами изучения, включая междисциплинарные связи, а в последние годы разговор о психологизме приобретает новое измерение на фоне антропологического поворота гуманитарных наук. Автор статьи задается локальной и конкретной целью - рассмотреть сложившуюся вариативность в понимании термина «психологизм» и обобщить важнейшие принципы изучения этого явления в отечественном литературоведении. В результате выявляются два доминирующих представления о художественном психологизме: историко-репрезентативное и сознательно-эстетическое. В методологическом плане (с опорой на труды Н.Г. Чернышевского, А.А. Потебни, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.Н. Веселовского, А.П. Скафтымова, Л.С. Выготского, И.В. Страхова, А.Н. Иезуитова, Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачева, В.В. Компанейца, Е.Г. Эткинда, А.Б. Есина, В.Е. Хализева, О.Б. Золотухиной) показано, что интерес к постижению внутреннего мира человека в искусстве слова и к психологии творчества в целом проявлялся с разной степенью интенсивности начиная со второй половины XIX в.: выдвигались концепции как идеалистические, ставившие во главу угла бессознательность творческих процессов, так и рационалистические, сближавшие художественное мышление с научно-познавательной деятельностью. Предпринятый аналитический обзор подтверждает, что эстетическая природа психологизма обуславливает неэффективность его фрагментарного изучения. Теоретически оправданным в этом отношении представляется координирующий подход: необходимость соотносить широкое и узкое толкования термина, принимать во внимание комплексность самой системы психологического анализа; учитывать авторский, персонажный и читательский уровни, а также историческое своеобразие концепции личности применительно к изучаемому произведению; считаться с принципом изоморфности текста и методов его исследования, сопрягая литературоведческий анализ с достижениями смежных наук (прежде всего философии, психологии, социологии) в области изучения личностного поведения.
Ключевые слова
художественный психологизм; понятийно-терминологический аппарат; методология литературоведения; комплексный подход; междисциплинарные связи
ARTISTIC PSYCHOLOGY: THE RESULTS AND PROSPECTS OF STUDYING IN RUSSIAN LITERARY STUDIES
"Psychologism" remains a controversial concept in the literary studies. Its theoretical consideration raises a number of pressing issues related to the definition of the scope and boundaries of this phenomenon, terminological design in Russian and foreign scientific traditions, methodological principles of study, including interdisciplinary connections. In recent years, the conversation about psychologism has acquired a new dimension against the background of the anthropological turn of the humanities. The author of the article sets a local and specific goal - to consider the existing variability in the understanding of the term "psychologism" and summarize the most important principles of studying this phenomenon in Russian literary criticism. As a result, two dominant ideas about artistic psychologism are revealed: the historical-representative and the conscious-aesthetic. Methodologically (based on the works of N.G. Chernyshevskij, A.A. Potebnya, D.N. Ovsyaniko-Kulikovskij, A.N. Veselovskij, A.P. Skaftymov, L.S. Vygotskij, I.V. Straxov, A.N. Iezuitov, L.Ya. Ginzburg, D.S. Likhachev, V.V. Kompaneets, E.G. Etkind, A.B. Esin, V.E. Khalizev, O.B. Zolotukhina), it is shown that interest in understanding the inner world of a person in the art of speech and in the psychology of creativity in general manifested itself with varying degrees of intensity since the second half of the 19th century. Idealistic concepts were put forward, which highlighted the unconsciousness of creative processes, as well as rationalistic ones, which brought artistic thinking closer to scientific and cognitive activity. The undertaken analytical review confirms, it was found that the aesthetic nature of psychologism causes the ineffectiveness of its fragmentary study. A coordinating approach seems theoretically justified in this regard: the need to correlate the broad and narrow interpretation of the term, take into account the complexity of the psychological analysis system itself; take into account the author, character and reader levels, as well as the historical originality of the concept of personality in relation to the work under study; to take into account the principle of isomorphism of the text and methods of its research, combining literary analysis with the achievements of related sciences (primarily philosophy, psychology, sociology) in the field of studying personal behavior.
Key words:
artistic psychologism; conceptual and terminological apparatus; methodology of literary criticism; an integrated approach; interdisciplinary connections
Список литературы
-
Багно В.Е. А.Н. Веселовский как художник слова // Александр Веселовский. Актуальные аспекты наследия. Исследования и материалы. СПб., 2011. C. 88-96.
-
Белая Г. Инерция мышления и реальность исторического контекста // Вопросы литературы. 1971. № 7. С. 182-185.
-
Белый А. О границах психологии // Белый А. Собрание сочинений. Символизм. Книга статей / общ. ред. В.М. Пискунова. М., 2010. С. 46-56.
-
Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М., 1916.
-
Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. Сергиев Посад, 1917.
-
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
-
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
-
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1999.
-
Золотухина О.Б. Психологизм в литературе. Гродно, 2009. URL: http://ebooks.grsu.bv/zolotuhina/oglavlenie.htm (дата обращения: 12.01.2024).
-
Есин А.Б. Психологизм в литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
-
Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.
-
Иезуитов А. Проблема психологизма в эстетике и литературе // Проблемы психологизма в советской литературе. Л., 1970. C. 39-58.
-
Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования // Русская литература. 1974. № 1. С. 46-60.
-
Кормилов С.И. «Внутренний человек» в литературе // Вопросы литературы. 2000. № 4. C. 349-364.
-
Кормилов С.И. Теоретическая система Г.Н. Поспелова и проблема современной системы теоретико-литературных понятий // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1995. № 3. С. 5-19.
-
Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.
-
Лихачев Д.С. О конкретном литературоведении. Вместо предисловия // Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. Л., 1984. С. 4-10.
-
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
-
Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. M., 1995.
-
Масловский В.И. Психологизм на перекрестках истории // Narratorium. 2018. № 11. URL: https://narratorium.ru/2018/07/24/валентин-масловский-москва-психолог/(дата обращения: 19.01.2024).
-
Овсянико-Куликовский Д.Н. Из психологии мысли и творчества // Жизнь. 1901. № 1. С. 312-348.
-
Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1892.
-
Скафтымов А.П. Диалектика в рисунке Л. Толстого // Литературные беседы. Вып. I. Саратов, 1929. С. 15-49.
-
Страхов И.В. Психология литературного творчества. Л.Н. Толстой как психолог. М., 1998.
-
Тамарченко Н.Д. Интроспекция психологическая // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 83-84.
-
Тихомиров В.В. Развитие литературно-критического метода Н.Г. Чернышевского // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 3. С. 157-167.
-
Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1939. Т. 3.
-
Фащенко В.В. У глибинах людського буття. Етюди про психологізм літератури. Киев, 1981.
-
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
-
Чернышевский Н.Г. «Детство и Отрочество»: Сочинение графа Л.Н. Толстого // Современник. 1856. № 12. С. 55-178.
-
Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. М., 1998.