Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (60) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-60-1-28-34
ПОМИНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ СТИХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ А. ГАЛИЧА: ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕМОНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
В статье исследуется поминальный лирический цикл А. Галича «Возвращение на Итаку» (1964-1973). Его поэтика, что явствует из номинатива каждого отдельного стихотворения «Памяти…», обусловлена темой посмертной памяти, функционирующей в направлении поминания объекта лирической рефлексии. Объектами-адресатами лирической коммуникации указанного поминального цикла Галича являются известные поэты XX века, предшественники автора - А. Ахматова, Б. Пастернак, Д. Хармс и другие. В ходе изучения внутреннего строения произведений, входящих в состав цикла, выявляется несколько особенностей, характерных как для макротекстового образования в целом, вместе с тем и для жанровой типологии стихотворения «Памяти…» - в отдельности. К примеру, А. Галич отбирает для стихотворных поминаний материал таким образом, чтобы он отвечал одновременно нескольким требованиям авторского представления о жанре как реминисцентного текста. Во-первых, в качестве цитируемого «чужого слова» им используются стихи «текста-источника», которые высвечивают наиболее значимые черты биографии покойного поэта; во-вторых, заимствованные фрагменты органично согласовываются с внутренней организацией авторской лирической речи, посвященной памяти усопшего; в-третьих, адаптированные под авторское содержание мотивы, образы произведений поминаемых поэтов обладают читательской узнаваемостью. В результате наличие обозначенных признаков обнаруживает общее важное свойство поэтики поминального цикла - интертекстуальную стереометричность. Она проявляется в создании объемного и разнонаправленного с точки зрения функционирования поминального текста произведений реминисцентного эффекта. Так, использование эпиграфа, составляющего практически обязательную композиционную часть каждого стихотворения цикла, обращено к воспоминанию личности автора прецедентного текста, структурные компоненты заимствованных фрагментов произведений поминаемых поэтов, аллюзии на них, составляют собственно реминисцентную поэтику Галича, эффект узнаваемости с помощью комплексного арсенала реминисцентных средств поэтики, названный мнемонической суггестией, обнаруживает направленное воздействие на реципиента.
Ключевые слова
стихотворение «Памяти…»; реминисценция; поэтика; жанр; цикл стихов; мнемоническая суггестия
MEMORIAL BOOK OF POEMS IN THE WORKS OF A. GALICH: THE STUDY OF MNEMONIC STRUCTURE
The article examines the memorial lyrical cycle of A. Galich "Return to Ithaca" (1964-1973). His poetics, as it is clear from the nominative of each individual poem "In Memory of...", is determined by the theme of posthumous memory, functioning in the direction of remembering the object of lyrical reflection. The recipients of the lyrical communication of this memorial cycle of Galich are famous poets of the 20th century, the author′s predecessors - A. Akhmatova, B. Pasternak, D. Kharms and others. In the course of studying the internal structure of the works included in the cycle, several features are revealed that are characteristic both of macrotextual education as a whole, and at the same time for the genre typology of the poem "In Memory of..." separately. For example, Galich selects material for poetic commemorations in such a way that it simultaneously meets several requirements of the author′s idea of the genre as a reminiscent text. Firstly, as a quoted "alien word" he uses verses of the "source text", which highlight the most significant features of the biography of the late poet; secondly, the borrowed fragments are organically consistent with the internal organization of the author′s lyrical speech dedicated to the memory of the deceased; thirdly, the motifs and images of the works of the commemorated poets, adapted to the author′s content, are recognizable to the reader. As a result, the presence of the indicated features reveals a common important property of the poetics of the funeral cycle which is intertextual stereometry. It manifests itself in the creation of a voluminous and multidirectional reminiscent effect from the point of view of the functioning of the memorial text of the works. Thus, the use of the epigraph, which constitutes an almost obligatory compositional part of each poem in the cycle, is addressed to the memory of the personality of the author of the precedent text, the structural components of the borrowed fragments of the works of the commemorated poets, allusions to them, constitute the actual reminiscent poetics of Galich, the effect of recognition with the help of a complex arsenal of reminiscent means of poetics, called mnemonic suggestion, reveals a directed effect on the recipient.
Key words:
the poem "In Memory of..."; reminiscence; poetics; genre; cycle of poems; mnemonic suggestion
Список литературы
-
Аверинцев и Мандельштам: Статьи и материалы / под ред. Д.Н. Мамедовой. М., 2011.
-
Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. М., 1997.
-
Богомолов Н. Александр Галич: поэтика интертекстуальности. URL: http://polit.ru/article/2013/07/21/bogomolov/ print/ (дата обращения: 12.01.2024).
-
Галич А. Генеральная репетиция. М., 1991.
-
Головко В.М. Жанрообусловливание как модус художественного познания (теоретико-методологическая перспектива) // Вестник Ставропольского государственного университета. 2002. № 29. С. 91-99.
-
Евтушенко Е.А. Не умею прощаться: стихотворения, поэмы. М., 2018.
-
Жигулина И.С. Поэтика «чужого» слова в лирике А. Галича // Сибирский филологический журнал. 2013. № 1. С. 72-76.
-
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 104-122.
-
Македонов А.В. Свершения и кануны: монография. Л., 1985.
-
Мирошникова О.В. Стихотворение и цикл в архитектонике лирической книги // Филология и человек. 2011. № 3. С. 108-116.
-
Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.