Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (60) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-60-1-55-61
ПОЭТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЖАНРОВЫХ МОТИВОВ «ПОСЛЕДНЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ Б.А. СЛУЦКОГО. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ
В начале XXI века внимание исследователей обратил на себя феномен «последнего стихотворения». Сегодня можно говорить о нескольких подходах к изучению данного литературного явления. Во-первых, исследователей интересуют поэтические тексты, которые являются последними в творческой биографии стихотворца, во-вторых, тексты, написанные в жанре «последнего стихотворения», в-третьих, поэтические тексты, которые одновременно являются «последними» и фактически, и сущностно. Одним из первых отечественных ученых, заявивших о последних стихотворениях как об особых текстах, был профессор Ю.В. Казарин. В своей антологии-монографии «Последнее стихотворение 100 русских поэтов XVIII-XX вв.» ученый не только привел тексты последних стихотворений отечественных авторов, но и представил составленные им парадигмы последних стихотворений. При выборе соответствующих поэтических текстов в данной статье мы опираемся на вышеупомянутую антологию. Последние стихотворные тексты Б.А. Слуцкого датированы 1977 годом. Этот год становится особенно трагическим для поэта - уходит из жизни его жена, Татьяна Дашковская. Глубоко переживая эту потерю, за короткое время Слуцкий пишет несколько сотен стихотворений. Некоторые из них - не просто последние тексты классика, написанные перед его тяжелой депрессией и девятилетним творческим «молчанием», но они обладают жанровыми признаками «последнего стихотворения». В статье, опираясь на жанрологический подход к феномену «последнего стихотворения», предложенный профессором Б.П. Иванюком, мы предпринимаем попытку на материале стихотворения Слуцкого «Кучка праха, горстка пепла…» (1977) выявить жанровые мотивы «последнего стихотворения» и проанализировать их функционирование в контексте поэтики смерти.
Ключевые слова
Борис Слуцкий; «последнее стихотворение»; жанр; мортальная рефлексия
POETICS AND FUNCTIONING OF THE SPECIAL GENRE MOTIFS OF "THE LAST POEM" IN THE WORK OF B. SLUTSKY. THE FIRST ARTICLE
At the beginning of the XXI century, the phenomenon of "the last poem" attracted the attention of scientists. Today we can talk about several approaches to the study of this literary phenomenon. Firstly, researchers are interested in the poetic texts that are the last in the creative biography of the poet, secondly, the texts written in the genre of "the last poem", thirdly, the poetic texts that are both "the last" actually and essentially. One of the first Russian scientists to declare the latest poems as special texts was Professor Yu. Kazarin. In his anthology monograph "The Last poem of 100 Russian poets of the XVIII-XX centuries", the scientist not only cited the texts of the latest poems by Russian authors, but also presented the paradigms of the latest poems compiled by him. And we rely on the above-mentioned anthology when choosing the appropriate poetic texts in this article. The last poetic texts of Boris Slutsky are dated 1977. This year is becoming especially tragic for the poet - his wife, Tatyana Dashkovskaya, passes away. Deeply experiencing this loss, Slutsky wrote several hundred poems in a short time. Some of them are not just the last texts of the classic, written before his severe depression and nine years of creative "silence", but they have the genre characteristics of "the last poem". In the article, based on the genre approach to the phenomenon of "the last poem", proposed by Professor B. Ivanyuk, we attempt to identify the genre motifs of "the last poem" based on the material of Slutsky's poem "A pile of dust, a handful of ashes..." (1977) and analyze their functioning in the context of the poetics of death.
Key words:
Boris Slutsky; "the last poem"; genre; mortal reflection
Список литературы
-
Большой толковый словарь русского языка / общ. ред. С.А. Кузнецов. URL: https://gramota.ru/poisk?query=всыпать&mode=slovari&dicts[]=42 (дата обращения: 08.01.2024).
-
Борис Слуцкий. Стихи из тетрадей // Иерусалимский журнал. 2017. № 57-58. URL: https://new.antho.net/wp/jj57-boris-sluczkij/(дата обращения: 05.01.2024).
-
Бронникова Ю.О. Словообразовательные средства выражения оценки в русском языке // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-1. С. 276-279.
-
Бяльский И.А. От редактора // Иерусалимский журнал. 2017. № 57-58. URL: https://new.antho.net/wp/jj57-igor-byalskij/(дата обращения: 05.01.2024).
-
Горелик П.З., Елисеев Н.Л. По течению и против течения… Борис Слуцкий: жизнь и творчество. М., 2009.
-
Зырянов О.В. Феномен последнего стихотворения в формате лирической миниатюры // Феномен «последнего стихотворения»: теория и практика исследования: коллективная монография. Елец, 2022. С. 6-27.
-
Иванюк Б.П. «Последнее стихотворение»: жанрологическая заявка в формате словарной статьи // Феномен «последнего стихотворения»: теория и практика исследования: коллективная монография. Елец, 2022. С. 4-6.
-
Казак В. Лексикон русской литературы XX века: [пер. с нем.]. М., 1996.
-
Коробкова Е. Литературная сенсация. Найден утерянный архив поэта Бориса Слуцкого, автора строк «что-то физики в почете, что-то лирики в загоне» // Комсомольская правда. М. 2019. 15 мая. URL: https://www.kp.ru/daily/26977.4/4035517/?ysclid=ltcg0m1pa502782717 (дата обращения: 05.01.2024).
-
Последнее стихотворение 100 русских поэтов XVIII-XX вв.: антология-монография / авт.-сост. Ю.В. Казарин. Екатеринбург, 2011.
-
Сапрыкина М.В. «На далекой звезде Венере..» Н. Гумилева в контексте понятия «последнего стихотворения» // Феномен «последнего стихотворения»: теория и практика исследования: коллективная монография. Елец, 2022. С. 89-98.
-
Сапрыкина М.В. «Последнее стихотворение»: жанрологический аспект // Русская литература в полилингвальном мире: вопросы аксиологии, поэтики и методики: Материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 25 февраля 2022 года / редкол.: Л.С. Меликсетян, А.В. Пашков, И.С. Леонов. М., 2023. С. 152-156.
-
Слуцкий Б.А. Собр. соч.: в 3 т. М., 1991. Т. 3. Стихотворения. 1972-1977 / сост. с науч. подгот. текста, коммент. Ю. Болдырева.
-
Сухарев Д. Для понимания Слуцкого нужны мягкие нравы и какой-никакой профессионализм // Борис Слуцкий: воспоминания современников / [вступ. ст., сост. П.З. Горелик]. СПб., 2005. С. 267-273.
-
Фаликов И.З. Борис Слуцкий. Майор и муза. (Главы из книги) // Дружба Народов. 2018. № 5. С. 176-201. URL: https://magazines.gorky.media/druzhba/2018/5/boris-sluczkij-major-i-muza.html (дата обращения: 07.01.2024).
-
Фаликов И.З. Борис Слуцкий. Майор и муза. (Главы из книги. Окончание) // Дружба Народов. 2018. № 7. С. 156-205. URL: https://magazines.gorky.media/druzhba/2018/7/boris-sluczkij-major-i-muza-3.html (дата обращения: 07.01.2024).