Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (60) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-60-1-68-79
КРИЗИС СУБЪЕКТНОГО САМОСОЗНАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.С. ГУМИЛЕВА «ДУМЫ»
В статье рассматривается поэтика стихотворения Н.С. Гумилева «Думы» в аспекте ценностного самополагания лирического субъекта. Данный текст, написанный в 1906 году и подвергавшийся многочисленным стилистическим корректировкам в 1910 году, в гумилевском творческом сознании выделяется в особую смысловую позицию и мыслится «пуантом» лирического самоопределения «я», о чем свидетельствуют включения поэтом этого стихотворения в составы первоначальной редакции книги «Жемчуга» (1910) и итоговой редакции книги «Романтические цветы» (1918). «Думы» предстают одним из первых опытов гумилевской рефлексии над антиномичностью собственной субъектной позиции в утверждаемой поэтом неоромантической реальности. Символистская устремленность лирического героя Гумилева 1900-х годов к идеальной и неоромантически рафинированной области бытия здесь подвергается критической переоценке, эксплицирующей кризис онтологического самоопределения субъектного «я». Анализ стихотворения показывает, что собственные «думы» (тягостные мысли и переживания), персонифицируемые в качестве начала, враждебного лирическому герою, и уподобляемые «темному» «двойнику», воспринимаются субъектом Гумилева как кара за созерцательное («декадентское») понимание идеала, лишенное «жизнестроительного» единства «слова» и «дела». Элегизируя видение прошлого и акцентируя момент ценностного прозрения, лирический субъект использует «балладную» жанровую стратегию репрезентации своего столкновения с «думами», призванными судить и карать его за профанные смыслы и греховные заблуждения изначальной жизненной позиции. Встреча с «думами» как объективированной вовне «мстительной» ипостасью собственного «я» в соответствии с трагической модальностью балладного жанра предполагает гибельный итог. Делается вывод, что предвидение мортального исхода репрезентируемого контакта с самим собой, с одной стороны, указывает на неудовлетворенность поэтом символистским концептуальным расподоблением идеала и реальности, а с другой - утверждает идеологему движения к подлинному бытию посредством трансгрессивного перехода между жизнью и смертью. Стихотворение «Думы» эксплицирует кризисную самоактуализацию субъектного «я» в мире, которая впоследствии становится онтологической нормой сопряжения микрокосма и макрокосма в поэтике Гумилева.
Ключевые слова
Н. Гумилев; «балладная» поэтика; двойничество; лирический герой; неоромантизм; символизм; субъектная аксиология; элегизм
THE CRISIS OF SUBJECTIVE SELF-AWARENESS IN N.S. GUMILEV′S POEM "THOUGHTS"
The article examines the poetics of N.S. Gumilev′s poem "Thoughts" in the aspect of value self-setting of a lyrical subject. This text, written in 1906 and subjected to numerous stylistic adjustments in 1910, stands out in Gumilev’s creative consciousness in a special semantic position and is thought of as "a pointe" of the lyrical self-determination of "the self", as evidenced by the poet’s inclusion of this poem in the original edition of the book "Pearls" (1910) and the final edition of the book “Romantic Flowers” (1918). “Thoughts” appears to be one of the first experiments of Gumilev′s reflection on the antinomian nature of his own subjective position in the neo-romantic reality asserted by the poet. The symbolist aspiration of the lyrical hero Gumilev of the 1900s to the ideal and neo-romantically refined realm of being is critically re-evaluated here, explicating the crisis of the ontological self-determination of the subjective "the self". The analysis of the poem shows that one′s own "thoughts" (painful thoughts and experiences), personified as a beginning hostile to the lyrical hero, and likened to a "dark" "double", are perceived by Gumilev′s subject as punishment for a contemplative ("decadent") understanding of the ideal, devoid of the "life-building" unity of "word" and "deed". Elegizing the vision of the past and emphasizing the moment of value insight, the lyrical subject uses a "ballad" genre strategy of representing his encounter with "thoughts" designed to judge and punish him for profane meanings and sinful delusions of the original life position. Meeting with "thoughts" as an externally objectified "vindictive" hypostasis of one′s own self, in accordance with the tragic modality of the ballad genre, presupposes a disastrous outcome. It is concluded that the foresight of the mortal outcome of the represented contact with oneself, on the one hand, indicates the poet's dissatisfaction with the symbolist conceptual assimilation of the ideal and reality, and on the other hand, asserts the ideologeme of the movement towards authentic being through a transgressive transition between life and death. The poem "Thoughts" explicates the crisis self-actualization of the subjective "the self" in the world, which subsequently becomes the ontological norm of the pairing of microcosm and macrocosm in Gumilev′s poetics.
Key words:
N. Gumilev; "ballad" poetics; duality; lyrical hero; neo-romanticism; symbolism; subjective axiology; elegy
Список литературы
-
Асоян А.А. Семантика антитезы в поэтическом мире Николая Гумилева // Асоян А.А. Семиотика и метафорика художественных форм. СПб., 2019. С. 307-313.
-
Бальмонт К.Н. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. М., 2010.
-
Баскер М. Ранний Гумилев: Путь к акмеизму. СПб., 2000.
-
Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.
-
Богомолов Н.А. Читатель книг // Богомолов Н.А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. С. 52-80.
-
Брюсов В.Я. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892-1909. М., 1973.
-
Верховский Ю.Н. Путь поэта. О поэзии Н.С. Гумилева // Н.С. Гумилев: pro et contra. СПб., 2000. С. 505-550.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1: А-З. М., 2006.
-
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 2000.
-
Григорьев А.А. Собрание сочинений: В 10-ти томах. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Переводы поэзии. СПб., 2021.
-
Гумилев Н.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы (1902-1910). М., 1998.
-
Кирло Х. Словарь символов: 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. М., 2010.
-
Кихней Л.Г., Купцова М.Ю. Лирика раннего Н. Гумилева как имплицитная имиджевая стратегия // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере. М.- Пенза, 2022. С. 113-124.
-
Климчукова В.Н. Поэзия Н. Гумилева: истоки и свершения. М., 2012.
-
Козлов В.И. Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории. М., 2013.
-
Куликова Е.Ю. Сюжетно-мотивные комплексы баллады акмеизма // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2021. Т. 31. № 3. С. 551-563.
-
Магомедова Д.М. Баллада // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 26-27.
-
Магомедова Д.М. Элегия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 303-304.
-
Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Стихотворения. 1823-1836. М., 1959.
-
Раздьяконова Е.Г. Хронотопические особенности лирики Н. Гумилева сквозь призму конфликта // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Пенза, 2015. № 1(23). С. 193-199.
-
Слободнюк С.Л. Рыцарь Утренней Звезды: Миры Николая Гумилева. СПб., 2010.
-
Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилева. Тверь, 2004.
-
Степанов Е.Е. Летопись жизни Николая Гумилева на фоне его полного эпистолярного наследия. 1886-1921. Т. 1. 1886-1913. М., 2019.
-
Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М., 2013.
-
Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. Письма: в 6 т. Т. 1. Стихотворения 1813-1849. М., 2002.
-
Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.
-
Ronen O. An Approach to Mandel’štam. Jerusalem, 1983.