Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (60) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-60-1-80-86
АРТЕФАКТНАЯ МЕТАФОРА КАК ЯЗЫКОВОЙ ИНСТРУМЕНТ АВТОРСКОЙ СТИЛИСТИКИ М.М. ПРИШВИНА (НА ПРИМЕРЕ МЕТАФОРИЗИРОВАННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ ТКАНЕЙ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ, А ТАКЖЕ УКРАШЕНИЙ И АКСЕССУАРОВ)
В статье проанализирована такая важная часть стилистической системы М.М. Пришвина, как артефактная метафорика. Интерес к описанию и осмыслению сфер бытия и установление посредством тропоцентричности текста их внутреннего единства, образная и стилистическая свобода становятся для Пришвина основами авторской метафоры, лексико-семантическая репрезентация которой является одним из самых ярких признаков индивидуального языка писателя. Метафорическая система художественных произведений и дневников Пришвина представляет собой единство, состоящее из пяти сегментов, разделенных на тематические группы и подгруппы. Лексико-семантическое пространство артефактного сегмента (11 тематических групп, 440 лексем) становится самым активным источником метафоризации в творчестве Пришвина, а самой многочисленной тематической группой является ТГ «Номинации тканей и изделий из них (одежды, обуви, головных уборов, предметов быта), а также украшений и аксессуаров». Природный мир и человечек в творчестве Пришвина взаимосвязаны, в основе метафоризации артефактной лексики, как правило, лежит антропометричность, что обусловлено естественным стремлением автора в рамках художественного поиска опираться на сформировавшиеся стандарты восприятия. Если в узусе артефактная метафора встречается нечасто, то в пришвинской стилистике, напротив, активно метафоризируется данная лексика, развивая традиционные образные параллели и создавая авторские. Описывая красоту русской природы, Пришвин создает из лексем, наименующих украшения, неожиданные образы с мелиоративной оценочной окраской. Для авторской стилистики характерно создание живых и даже полусказочных персонажей из мира природы через метафоризацию наименований изделий из тканей: одежды, головных уборов, предметов домашнего обихода. Писатель, который на протяжении всей жизни разрабатывал собственную онтологию и аксиологию творчества, использует для размышлений, в том числе, метафоризацию лексем, связанных тканями и трудом мастериц. Метафора в пришвинской стилистической и идейной системе становится одним из важнейших инструментов, с помощью которого описывается и осмысляется живая и неживая природа, материальная и духовная культура, а также феномен творчества.
Ключевые слова
творчество М.М. Пришвина; авторская метафорическая система; индивидуальная стилистика; антропометричность; артефактная метафора
ARTIFACT METAPHOR AS A LINGUISTIC MEAN OF M.M. PRISHVIN AUTHOR'S STYLE (USING THE EXAMPLE OF METAPHORIZED NAMES OF FABRICS AND PRODUCTS MADE FROM THEM, AS WELL AS JEWELRY AND ACCESSORIES)
The article analyzes such an important part of M.M. Prishvin's stylistic system as artifact metaphor. The interest in describing and comprehending the spheres of being and the establishment of their inner unity through the tropocentricity of the text, figurative and stylistic freedom become for Prishvin the foundations of the author's metaphor, the lexical and semantic representation of which is one of the most striking signs of the writer's individual language. The metaphorical system of Prishvin's literary work and diaries is a unity consisting of five segments divided into thematic groups and subgroups. The lexical and semantic space of the artifact segment (11 thematic groups, 440 lexemes) becomes the most active source of metaphorization in the work of M.M. Prishvin, and the most numerous thematic group is the TG "Nominations of fabrics and products made from them (clothing, shoes, hats, household items), as well as jewelry and accessories." The natural world and the little man in Prishvin's work are interconnected, the metaphorization of artifact vocabulary is usually based on anthropometricity, which is due to the author's natural desire to rely on established standards of perception within the framework of an artistic search. If the artifact metaphor is rare in the usage, then in the Prishvin’s style, on the contrary, this vocabulary is actively metaphorized, developing traditional figurative analogy and creating authorial ones. Russian nature's beauty is described by Prishvin, who creates unexpected images with ameliorative evaluative coloring from the lexemes naming jewelry. The author's style is characterized by the creation of living and even semi-mysterious characters from the natural world through the metaphorization of the names of fabric products: clothing, hats, household items. The writer, who throughout his life has developed his own ontology and axiology of creativity, uses for reflection, among other things, the metaphorization of lexemes connected by fabrics and the work of masters. Metaphor in the Prishvin’s stylistic and ideological system becomes one of the most important means with which to describe and comprehend living and lifeless nature, material and spiritual culture, as well as the phenomenon of creativity.
Key words:
the work of M.M. Prishvin; the author's metaphorical system; individual style; anthropometricity; an artifact metaphor
Список литературы
-
Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990. С. 5-32.
-
Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина. Елец, 2001.
-
Лагута (Алешина) О.Н. Метафорология: теоретические аспекты. Новосибирск, 2003. Ч. 1.
-
Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
-
Маковский М.М. Мифопоэтические этюды. Вопросы языкознания. 2007, № 2. С. 35-56.
-
Пришвин М.М. Собр. соч.: в 8 т. М., 1983-1984.
-
Святославский А.В. Художественный текст Михаила Пришвина: лингвостилистический аспект: монография. М., 2019.
-
Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. С. 183-204.
-
9. Теория метафоры. М, 1990.
-
Харченко В.К. Функции метафоры. Воронеж, 1992.
-
Холодова З.Я. Художественное мышление М.М. Пришвина: Содержание, структура, контекст. Иваново, 2000.
-
Чумаков А.Н. Метафорический образ мира в творчестве М.М. Пришвина. Белгород, 2008.