Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (61) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-61-2-22-28
ЖАНРОВЫЙ СПЕКТР МНЕМОНИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ А.Н. ПЛЕЩЕЕВА
В статье рассматривается связанная с темой памяти мнемоническая поэзия в лирике А.Н. Плещеева. Дается жанровый анализ произведений мнемонической поэзии в аспекте структурно-содержательных (типологичных) связей с уже имеющимися и известными прецедентами в русской литературе. Выясняется, что жанровая дифференциация даже в рамках одного жанра, определяется особенностью лирического мироотношения поэта, имеющего пассеистскую направленность. Будучи согласованная с прошлым духовным опытом и находясь с ним в режиме постоянной коммуникации, поэзия Плещеева вынуждено обращается к актуализации тех ситуаций и событий, которые вызывают это сообщение, и как результат этого взаимодействия двух временных модусов между ними возникает диалог. Выясняется, что наиболее эффективной и часто использующейся формой актуализации данного диалога и вместе с тем конституирования ретроспективного мирообраза, является воспоминание. Несмотря на данную концептуальную доминанту, используемую в виде представления мнемонической рефлексии и ограниченный набор жанров, репрезентирующих ее, памятное, как было сказано, все же достаточно разнообразится. Так, тема воспоминания в лирическом преображении становится жанрообусловливающим фактором и совместно с идиллическим хронотом (жанроформирующий фактор) генерирует стихотворные «воспоминание», «о детстве героя». «О детстве героя», впрочем, обнаруживает частные свойства «воспоминания». Воспоминание с примененной к нему посмертной рефлексией, руководствующейся реминисценциями из творчества покойного адресата, благодаря использованию которых воссоздается его образ, являет собой стихотворение «Памяти…», обладающее поминальной модальностью. А вот воспоминание, направленное в будущее время и адресованное личной памяти близкого человека, образует мадригал «На память». Причем в строении его памятной архитектоники не последнюю роль играет стихотворный «памятник», становящейся убедительной и экспрессивной опорой художественного текста. На основе проведенного анализа жанрового спектра мнемонической поэзии Плещеева делается соответствующий вывод.
Ключевые слова
мнемоническая поэзия; жанр; А.Н. Плещеев; лирика; мирообраз; временной модус; «воспоминание»
THE GENRE SPECTRUM OF A.N. PLESHCHEYEV'S MNEMONIC POETRY
The article discusses mnemonic poetry related to the theme of memory in the lyrics of A.N. Pleshcheyev. The genre analysis of works of mnemonic poetry in the aspect of structural and meaningful (typological) connections with existing and well-known precedents in Russian literature is given. It turns out that genre differentiation, even within the framework of one genre, is determined by the peculiarity of the lyrical worldview of the poet, which has a passeist orientation. Being consistent with past spiritual experience and being in constant communication with it, Pleshcheyev's poetry is forced to turn to the actualization of those situations and events that cause this message, and as a result of this interaction of two time modes, a dialogue arises between them. It turns out that the most effective and frequently used form of actualization of this dialogue and at the same time the constitution of a retrospective worldview is memory. Despite this conceptual dominant, used as a representation of mnemonic reflection and a limited set of genres representing it, the memorable, as it was said, is still quite diverse. Thus, the theme of memory in a lyrical transformation becomes a genre-conditioning factor and, together with an idyllic chronot (genre-forming factor), generates poetic "memories", "about the childhood of the hero". "About the childhood of the hero", however, reveals the private properties of "memories". A memory with posthumous reflection applied to it, guided by reminiscences from the work of the deceased addressee, through the use of which his image is recreated, is a poem "In Memory ...", which has a memorial modality. But a memory directed to the future and addressed to the personal memory of a loved one forms a madrigal "For memory". Moreover, in the structure of his memorable architectonics, the poetic "monument" plays an important role, becoming a convincing and expressive support for the artistic text. Based on the analysis of the genre spectrum of Pleshcheyev's mnemonic poetry, an appropriate conclusion is drawn.
Key words:
mnemonic poetry; genre; A.N. Pleshcheev; lyrics; world image; temporal mode; "memory"
Список литературы
-
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. СПб., 1994.
-
Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 2012.
-
Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003.
-
Плещеев А.Н. Полн. собр. стихотворений. Л., 1964.
-
Случевский К.К. Стихотворения и поэмы. СПб., 2004.
-
Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 4. С. 8-31.
-
Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Л., 1975.