Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (62) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-62-3-5-11
МНЕМОНИЧЕСКИЙ МОТИВ КАК МАРКЕР ПОЭТИКИ РУССКОГО ЛИРИЧЕСКОГО РОМАНСА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
В статье рассматривается русский лирический романс в качестве жанра, содержащего в своей структуре мнемонический мотив, который оказывает значительное влияние на поэтику всего произведения. В ходе исследования выясняется, что лирический романс, генетически обусловленный связью с репертуаром жанров песенной типологии, имеет также очевидную структурно-семантическую близость с элегией. Она, как выявляется, в частности, в ходе анализа стихотворений романсного жанра, воплощается присутствием элегического компонента, как правило, в инициальной части романса с присущими жанру константами - теми узнаваемыми элементами топики, выработанными в процессе ее исторического развития, среди которых наиболее выделяются временные маркеры ночи (вечера), состояние одиночества лирического субъекта, воспоминание несбывшегося прошлого и проч. Мнемонический мотив, изначально относящийся к элегии, в организации поэтики романса выполняет реконструктивную функцию, так как способствует повторному воспроизведению элегической ситуации. В этой связи поэтика романса, насколько демонстрируют анализируемые образцы жанра, строится, по существу, на элегической, являющейся для нее отправным моментом художественной рефлексии. В результате этого мнемонического взаимодействия сложился такой рецидивно-мнемонический характер художественной рефлексии, который заявляет о новом жанровом мироотношении, репрезентированном лирическим романсом. Оно эстетически и эпистемологически выражается в том, что лирический субъект, растворяясь и упиваясь дорогими воспоминаниями прошлого, преодолевает элегическую концепцию длящейся печали, по-иному относится к уже минувшему былому, видит в нем в сравнении с актуальной действительностью высшую ценность и важный экзистенциальный смысл. Это своего рода мнемоническая реставрация находит отражение в структурно-содержательной плоскости художественного произведения в виде многообразных и различных повторов, соотносящих, с одной стороны, романс с группой песенных жанров, с другой же, отвечающих собственной уникальной мнемонической интенции. Активизируя элегический контекст в новом ключе, мнемонический мотив придает романсу образную привлекательность, эмоциональную остроту, способствует его широкому распространению в русской поэзии XIX - XX веков.
Ключевые слова
жанр; романс; элегия; элегическая ситуация; мнемоническая мотив; поэтика
MNEMONIC MOTIF AS A MARKER OF THE POETICS OF RUSSIAN LYRICAL ROMANCE OF THE CLASSICAL PERIOD
The article considers Russian lyrical romance as a genre containing in its structure a mnemonic motif, which has a significant influence on the poetics of the entire work. In the course of the study, it turns out that lyrical romance, genetically determined by its connection with the repertoire of genres of song typology, also has an obvious structural and semantic affinity with elegy. It is revealed, in particular, during the analysis of poems of the romance genre, embodied by the presence of an elegiac component, as a rule, in the initial part of the romance with constants inherent in the genre - those recognizable elements of the topic developed in the process of its historical development, among which the most prominent are the temporary markers of night (evening), the state of loneliness of the lyrical subject, remembering the unfulfilled past and so on. The mnemonic motif, originally related to elegy, performs a reconstructive function in the organization of the poetics of romance, since it contributes to the re-reproduction of the elegiac situation. In this regard, the poetics of romance, as far as the analyzed samples of the genre demonstrate, is essentially based on the elegiac, which is the starting point of artistic reflection for it. As a result of this mnemonic interaction, such a recurrent mnemonic character of artistic reflection has developed, which declares a new genre worldview, represented by a lyrical romance. It is aesthetically and epistemologically expressed in the fact that the lyrical subject, dissolving and reveling in the dear memories of the past, overcomes the elegiac concept of lasting sadness, treats the past in a different way, sees in it, in comparison with the actual reality, the highest value and an important existential meaning. This kind of mnemonic restoration is reflected in the structural and substantive plane of the work of art in the form of diverse and various repetitions, correlating, on the one hand, a romance with a group of song genres, on the other, corresponding to their own unique mnemonic intention. Activating the elegiac context in a new way, the mnemonic motif gives the romance a figurative appeal, emotional acuteness, and contributes to its wide dissemination in Russian poetry of the XIX-XX centuries.
Key words:
genre; romance; elegy; elegiac situation; mnemonic motif; poetics
Список литературы
-
Апухтин А.Н. Полн. собр. стихотворений. Л., 1991.
-
Боратынский Е.А. Стихотворения. Воронеж, 1977.
-
Гинзбург Л.Я. Записки блокадного человека. Воспоминания. М., 2014.
-
Ежов И.С., Шамурин Е.И. Русская поэзия XX века. Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925.
-
Ермилова Е.В. Поэзия на рубеже двух веков // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX-XX веков. М., 1974. С. 58-121.
-
Иванюк Б.П. Европейские жанры песенного происхождения: абад, альба, баллата, бержеретта, вилланель, вильянсико, вирелэ, кантилена, канцона, летрилья, парфений, романс, серенада, тенсона (словарный формат) // Филоlogos. 2023. № 3(58). С. 30-44.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
-
Никкарева Е.В. Теоретическое осмысление романсного жанра в русском литературоведении XVIII - начала XIX в. // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 161-166.
-
Серебряный век: поэзия. М., 2018.
-
Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. 2012. № 4. С. 8-31.
-
Харченко В.К., Хорошко Е.Ю. Язык и жанр русского романса: монография. М., 2005.
-
Яницкая С.С. Романс в русской поэзии XVIII века (становление и специфика жанра): автореф. дисс. … канд. филол. наук. СПб., 1995.