Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (62) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-62-3-12-19
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «ЛЮБОВЬ ХУЛИГАНА»: ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ПОЭТИКИ
В статье с учетом новых данных анализируется поэтический цикл С.А. Есенина «Любовь хулигана» (1923), сформированный в книге «Москва кабацкая» (1924) с посвящением актрисе Камерного театра «Августе Миклашевской». Цикл состоит из семи стихотворений: «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер черные брови насопил…». В наборном экземпляре Собрания стихотворений, подготовленном поэтом, стихи не были датированы. Последнее стихотворение «Вечер черные брови насопил…» помечено 1923 г. Почти все автографы отдельных стихотворений точно так же не имеют дат. Вошедшие в научный оборот сведения об авторской дате чернового автографа третьего стихотворения цикла «Пускай ты выпита другим…» позволяют уточнить датировку и последовательность написания цикла, созданного с августа по декабрь 1923 г. после возвращения из зарубежной поездки. Новые данные свидетельствуют о том, что первые четыре стихотворения цикла написаны именно в той последовательности, в какой они представлены в цикле. Уточнено время и место написания последнего стихотворения цикла «Вечер черные брови насопил…». Обстоятельства жизни поэта этого периода помогают раскрыть поэтику цикла: от зарождения светлого чувства любви и надежды на преображение в первом стихотворении «Заметался пожар голубой…» до трагического настроя и мотива скорой смерти в последних двух. Драматизм развития повести о любви во многом определили сложные обстоятельства «Дела четырех поэтов», история которого вошла в Летопись жизни и творчества С.А. Есенина (2003-2018). Делается вывод о том, что любовная лирика поэта соединяет основные мотивы его поэзии: коренную связь с Родиной и любовь к ней, осмысление своего жизненного пути. Отмечается трансформация образа лирической героини: реальные черты совмещены с ассоциативными, ее образ близок Богородице и одновременно обобщает черты любой русской женщины.
Ключевые слова
автографы; датировка; С.А. Есенин; А.Л. Миклашевская; поэтика; цикл «Любовь хулигана»
POETIC CYCLE BY SERGEY ESENIN "LOVE OF HULIGAN": ASPECTS OF CREATIVE HISTORY AND POETICS
The article discusses, taking into account new data, the poetic cycle of S.A. Esenin "The Love Of Huligan" (1923), formed in the book "Moscow Tavern" (1924) with a dedication to the actress of the Chamber Theater "Augusta Miklashevskaya". The cycle consists of seven poems "The blue fire swept ...", "You are as simple as everyone else ...", "Let you be drunk by another", "Darling, let′s sit next to each other ...", "I am sad to look at you ...", "Don't torment me with the coolness ...", "The evening has nurtured black eyebrows ...". In the typeset copy of the Collected Poems prepared by the poet, the poems were not dated. The final poem "The evening has nurtured black eyebrows ..." is marked 1923. Almost all the autographs of individual poems are also undated. The information about the author′s date of the draft manuscript of the third poem of the cycle "Let You Be Drunk by Another..." entered into scientific circulation allows us to clarify the dating and sequence of writing of the cycle, created from August to December 1923 after returning from a trip abroad. New data indicate that the first four poems of the cycle were written in the same order in which they are presented in the cycle. The time and place of writing the final poem of the cycle, "The evening gathered black eyebrows...", have been clarified. The circumstances of the poet's life of this period help to reveal the poetics of the cycle: from the birth of a bright feeling of love and hope for transformation in the first poem, "A blue fire swept...", to the tragic mood and motive of imminent death in the last two poems. The dramatic development of the story about love was largely determined by the complex circumstances of the "Case of the Four Poets", the story of which was included in the Chronicle of the Life and Work of S.A. Esenin (2003-2018). It is concluded that the poet's love lyrics combine the main motives of his poetry: a fundamental connection with the Motherland and love for it, an understanding of his life path. The transformation of the image of the lyrical heroine is noted: real features are combined with associative ones, her image is close to the Mother of God and at the same time generalizes the features of any Russian woman.
Key words:
autographs; dating; S.A. Esenin; A.L. Miklashevskaya; cycle "Love Of Huligan"; poetic
Список литературы
-
Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.
-
Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. М., 1990.
-
Бобилевич Г. Зимний пейзаж в поэзии Блока и Есенина // Сергей Есенин и искусство. М., 2014. С. 150-161.
-
Волков А.А. Художественные искания Есенина. М., 1976.
-
Есенин С.А. Полн. собр. стихотворений: в 7 т. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М., 1995-2002.
-
Козловский А.А. Комментарии // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: Т. 1. М., 1995. С. 385-664.
-
Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев, А.Н. Захаров, Н.И. Шубникова-Гусева. М., 2003-2018.
-
Литовский О.С. Так и было. М., 1958.
-
Маквей Г. Неопубликованные письма о Сергее Есенине // Столетие Сергея Есенина. Вып. 3. М., 1997. С. 457-473.
-
Малыгина Н.М. Родство ключевых образов в творчестве Есенина и Платонова // Есенинская энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы. М.-Константиново-Рязань, 2007. С. 278-291.
-
Мариенгоф А.Б. Собр. соч.: в 3 т. Т. 2. Кн. 2. М., 2013.
-
Миклашевская А.Л. Встречи с поэтом // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. М., 1986. Т. 2. С. 83-92.
-
Румянцев С. Арс Новый, или Дела и приключения безустального казака Арсения Авраамова / науч. ред. М.П. Рахманинова. М., 2007.
-
Слоним М. Рецензии // Молодая гвардия. № 5. 1924.