Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (62) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-62-3-20-26
МИКРОЦИКЛ В.А. СОСНОРЫ «ГОМЕР» (ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ)
В статье рассматриваются черновые варианты микроцикла В.А. Сосноры «Гомер», доступные в архиве РНБ. Данное стихотворение является объектом исследования. Предметом исследования становятся изменения, вносимые автором в произведение. Исследуются фонетические, лексические, пунктуационные различия во всех доступных вариантах текста. Цель заключается в анализе последовательности вносимых автором правок на основе доступного материала и обобщении проведенной работы. На основе сопоставления с опубликованным вариантом выдвигается предположение о последовательности работы автора над произведением. Обосновывается гипотеза об ошибочной нумерации страниц в архивном деле. Предпринимается попытка реконструкции возможных траекторий развития авторского замысла, касающегося временной и пространственной, субъектной организации текста, его логико-семантической структуры. В статье дается семантическая мотивировка вносимых автором изменений в соответствии с законами развития художественного целого. В соответствии с поставленной целью используются сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, структурно-описательный, а также описательно-функциональный методы. Микроцикл «Гомер» рассматривается в статье не изолированно, а в контексте взаимодействия с циклом «Продолжение» 1970 г., в который он входит. Обозначены некоторые, ключевые для понимания микроцикла «Гомер», приемы циклизации, предположительно повлиявшие на его структуру и образную систему. Делается вывод о логике вносимых В.А. Соснорой изменений, а также о значимости отдельных элементов в художественном мире автора.
Ключевые слова
В.А. Соснора; черновые варианты; архивные исследования; современная поэзия; текстология
V.A. SOSNORA'S MICROCYCLE "HOMER" (FROM THE HISTORY OF CREATION)
The article discusses draft versions of V.A. Sosnora's microcycle "Homer", available in the RNB archive. This poem is the object of research. The subject of the study is the changes made by the author to the work. Phonetic, lexical, and punctuation differences in all available text variants are investigated. The purpose is to analyze the sequence of edits made by the author based on the available material and summarize the work done. Based on a comparison with the published version, an assumption is made about the sequence of the author's work on the work. The hypothesis of erroneous page numbering in archival business is substantiated. An attempt is made to reconstruct the possible trajectories of the author's idea concerning the temporal and spatial, subjective organization of the text, its logical and semantic structure. The article provides a semantic motivation for the changes made by the author in accordance with the laws of the development of the artistic whole. In accordance with this goal, comparative, cultural-historical, structural-descriptive, as well as descriptive-functional methods are used. The microcycle "Homer" is considered in the article not in isolation, but in the context of interaction with the cycle "Continuation" of 1970, in which it is included. Some techniques of cyclization, which are key to understanding the microcycle "Homer", are indicated, presumably affecting its structure and figurative system. The conclusion is made about the logic of the changes made by V.A. Sosnora, as well as about the importance of individual elements in the author's artistic world.
Key words:
V.A. Sosnora; draft versions; archival research; modern poetry; textual studies
Список литературы
-
Балашов-Ескин К.М. «О, мания метафор!»: стилевые особенности метафоры в книге В.А. Сосноры «Дева-рыба» // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 1(37). С. 147-154.
-
Балашов-Ескин К.М. Анализ поэтического цикла В.А. Сосноры «Тиетта»: методологический потенциал теории предударной рифмы Ю.И. Минералова // Национальный стиль русской литературной классики. Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции. 2019. С. 77-93.
-
Балашов-Ескин К.М. Стихотворные переносы как явление поэтического синтаксиса В.А. Сосноры // Русская речь. 2021. № 2. С. 100-115.
-
Балашов-Ескин К.М. Образ медного всадника в поэтическом осмыслении В.А. Сосноры // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 3. С. 72-78.
-
Болнова Е.В. Стихотворение В.А. Сосноры «Так хорошо: был стол как стол..»: варианты, черновики, анализ // Палимпсест. Литературоведческий журнал. 2023. № 2(18). С. 44-58.
-
Болнова Е.В. Стихотворение В.А. Сосноры «Из окна»: структура и содержание // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29. № 2. С. 95-101.
-
Зубова Л.В. Синекдоха в поэзии Виктора Сосноры // Новое литературное обозрение. 2009. № 3(97). С. 204-219.
-
Зубова Л.В. Металлы Виктора Сосноры // Новое литературное обозрение. 2019. № 6(160). С. 258-280.
-
Ковалева Т.И., Лощилов И.Е. Владимир Маяковский как «запевший Илья Муромец»: «Карачарово» Виктора Сосноры // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 4. С. 9-21.
-
Лощилов И.Е., Соснора Т.В. Асеев о Сосноре - Соснора об Асееве: к эдиционной истории книги «Январский ливень: стихи» (1962) // Восемь великих. Российский государственный гуманитарный университет. М., 2022. С. 551-560.
-
Лощилов И.Е. О стихотворении Виктора Сосноры «Трое»: замечания к разбору // Во власти культуры и текста. Сборник научных трудов к юбилею доктора филологических наук, профессора Галины Петровны Козубовской. Барнаул, 2021. С. 378-388.
-
Лощилов И.Е. К разбору стихотворения Виктора Сосноры «Разлука звериного лая со страхом совиным..» (1966) // Критика и семиотика. 2022. № 1. С. 366-379.
-
Мороз О.Н. История создания поэмы В. Сосноры «Два сентября и один февраль»: характеристика редакций произведения // Творчество В.И. Лихоносова и актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики, истории. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2019. С. 121-129.
-
Новиков В. Против течения (Виктор Соснора) // Литературное обозрение. 1979. № 1. С. 41-44.
-
Орлицкий Ю. О стихосложении Виктора Сосноры (предварительные замечания) // Новое литературное обозрение. 2019. № 6(160). С. 237-257.
-
Скидан А. Виктор Соснора. Стихотворения // Критическая масса. 2006. № 3. URL: http://magazines.russ.ru/km/2006/3/ski25.html (дата обращения: 28.03.2024).
-
Сливкин Е. Стихотворение, найденное в Сарагосе: функция категории грамматического рода в стихотворении Виктора Сосноры «Я оставил последнюю пулю себе…» // Новое литературное обозрение. 2008. № 5(93). С. 246-260.
-
Соснора В.А. «Гомер». Поэма. Правл. авт. машиноп. 2 варианта. 1970-е гг. РНБ. Ф. 1346. Ед. хр. 80.
-
Соснора В.А. Стихотворения. СПб., М., 2018.