Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (62) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-62-3-27-40
ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ И ОДНОВРЕМЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ В ГРАММАТИКЕ ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
В языкознании поэтическая грамматика является важнейшим средством установления взаимосвязи между структурой речевого высказывания и функциями языковых средств в текстах художественной литературы. В поэтическом языке композиция взаимозависима и подчинена авторской индивидуальности. Произведение словесного искусства композиционно задумано, структурировано и организовано согласно эстетической функции национального языка. Композиция рассматривается через повторы слов, симметричные построения стиха, вопросы. Наблюдения за пунктуацией стихотворений поэтов второй половины XIX - начала XX века позволили установить новый тип композиционного построения стихотворений. При рассмотрении индивидуального авторского стиля наблюдаются классы слов, которые синтаксически и пунктуационно связаны с обособлением (выделением) в письменной речи. Установление факта использования поэтом преимуществ деепричастия как глагольной или глагольно-наречной формы дополнительно рассматривалось с использованием рукописных автографов, прижизненных изданий стихотворений. Ранее данный подход показал высокую степень результативности при анализе употребления знаков препинания для описания индивидуального авторского стиля. При написании статьи были выявлены случаи употребления деепричастий и деепричастных оборотов, особенности пунктуационного оформления стихотворений, в которых их использование неразрывно связано с синтаксисом строки, строфы, целого текста.
Ключевые слова
язык художественной литературы; поэтический синтаксис; внутренняя речь; композиция; поэтика; стилистика; знаки препинания; деепричастие
ANTECEDENT AND CONTEMPORARY ACTION IN THE GRAMMAR OF LANGUAGE AS A MEANS OF POETIC TEXT
In linguistics, poetic grammar is the most important means of establishing the relationship between the structure of a speech utterance and the functions of linguistic means in fiction texts. In poetic language, composition is interdependent and subordinated to the author's individuality. A work of verbal art is compositionally conceived, structured and organized according to the aesthetic function of the national language. Composition is considered through repetitions of words, symmetrical constructions of verse, questions. Observations of the punctuation of poems by poets of the second half of the 19th - early 20th centuries made it possible to establish a new type of compositional construction of poems. When considering the individual author's style, classes of words are observed that are syntactically and punctuationally associated with isolation (highlighting) in written speech. Establishing the fact of the poet's use of the advantages of the adverbial participle as a verb or verbal-adverbial form was additionally considered using handwritten autographs, lifetime editions of poems. Previously, this approach showed a high degree of effectiveness in analyzing the use of punctuation marks to describe the individual author's style. When writing the article, cases of using adverbial participles and adverbial participial phrases, features of the punctuation design of poems were identified, in which their use is inextricably linked with the syntax of a line, stanza, or the entire text.
Key words:
language of fiction; poetic syntax; inner speech; composition; poetics; stylistics; punctuation marks; adverbial participle
Список литературы
-
Анненский И.Ф. О современном лиризме // И. Анненский. Книги отражений. М., 1979. С. 321-382.
-
Анненский И.Ф. Что такое поэзия? // И. Анненский Книги отражений. М., 1979. С. 201-207.
-
Анненский И.Ф. Тихие песни. СПб, 1904.
-
Арзямова О.В., Пригункова Э.Э. Роль многоточия в поэзии И.Ф. Анненского (на материале сборника стихотворений «Тихие песни») // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2020. № 11(20). С. 69-74. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42946381_87336556.pdf (дата обращения: 24.08.2024).
-
Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Связь времен: проблемы преемственности в русской литературе конца XIX - начала XX вв. М., 1992.
-
Гинзбург Л.Я. Вещный мир // О лирике. М.-Л. 1964. С. 311-328.
-
Голенищев-Кутузов А.А. Стихотворения. СПб, 1878.
-
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.
-
Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 2006.
-
Ковтунова И.И. Принцип неполной определенности и формы его грамматического отражения в поэтическом языке XX века (И. Анненский) // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Грамматические категории. Синтаксис текста. М., 1993. С. 106-154.
-
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
-
Ковтунова И.И. Несколько языковых портретов. Иннокентий Анненский / Очерки по языку русских поэтов. М., 2003. С. 86-94.
-
Николаев А.А. Пунктуация стихотворений Тютчева // Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 202-221.
-
Русская грамматика. Т. 1. М., 1980.
-
Тростников М.В. Идиостиль И.Ф. Анненского (лексико-семантический аспект): дисс. … канд. филол. наук. М., 1990.
-
Тютчев Ф.И. Стихотворения Федора Ивановича Тютчева. М., 1854.
-
Тютчев Ф.И. Стихотворения Федора Тютчева. М., 1868.
-
Федоров А.В. Иннокентий Анненский - лирик и драматург // Анненский А. Стихотворения и трагедии. Ленинград, 1959. С. 5-60.
-
Хайлова Е.Г. Пунктуация стихотворений И.Ф. Анненского: дисс. … канд. филол. наук. М., 2005.
-
Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование. М., 1988.