Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (62) (2024)
DOI 10.24888/2079-2638-2024-62-3-86-93
СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ 1980-1990-Х ГОДОВ
В современном литературоведении происходит формирование нового взгляда на мировой историко-литературный процесс, в рамках которого история литературы предстает как история диалога национальных литератур, проблемы литературных взаимосвязей носят международный характер. В статье раскрываются особенности функционирования русской и китайской женской прозы 1980-1990-х годов. Цель исследования - выявить типологические параллели в развитии женской прозы рассматриваемого периода в России и Китае. В работе предполагается на основе анализа рассказов и повестей представительниц русской и китайской женской прозы ( Л. Петрушевской, Л. Улицкой*, В. Токаревой, Чжан Цзе, Ван Аньи и Цань Сюэ) обозначить пути развития женской литературы в 1980-1990-ые годы. Основной метод исследования - сопоставительный, он нацелен на поиски как универсальных основ развития национальных литератур, так и выявление истоков неповторимого в них. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в процессе сопоставления выявляется уникальное и универсальное в русской и китайской женской прозе рассматриваемого периода. В результате исследования установлено, что появление женского письма связано, прежде всего, с изменениями в общественной и культурной жизни двух стран, переориентацией с традиционных ценностей на западные феминистские концепции. В то же время можно обозначить существенное различие между русской и китайской женской прозой 1980-1990-х годов, которое связано с тем, что представительницы китайской литературы чаще всего судьбу женщины вводят в историю патриархата. В русской женской литературе рассматриваемого периода отчетливо проявляется движение от канонов Большой литературы к конструированию гендерной идентичности в произведениях 1990-х годов. Представительницы китайской женской литературы показывают женщин, которые всеми силами хотят стать Другими, оторваться от традиционной морали, но им сложно обозначить новые жизненные ориентиры. Именно в китайской женской прозе наиболее отчетливо прослеживается три стадии самовыражения женщины в патриархальном мире.
Ключевые слова
женская проза России; китайская женская проза; женское письмо; идентичность; патриархат
THE PECULIARITY OF RUSSIAN AND CHINESE WOMEN'S PROSE OF 1980-1990S
In modern literary studies a new view of the world historical and literary process is being formed, within the framework of which the history of literature is presented as the history of the dialog of national literatures, the problems of literary interrelations are quite international. The article reveals the peculiarities of functioning of Russian and Chinese women's prose of 1980-1990s. The aim of the research is to identify typological parallels in the development of women's prose of the analyzed period in Russia and China. The study is intended to analyze short stories and novels by representatives of Russian and Chinese women's prose (L. Petrushevskaya, L. Ulitskaya*, V. Tokareva, Zhang Jie, Wang Anyi and Qan Xue) to identify the ways of development of women's literature in 1980-1990s. The main method of the study is a comparative analysis, study aimed at finding the general basis for the development of literature in two countries and to identify the sources of the inimitable in them. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time it reveals the unique and universal in Russian and Chinese women's prose of the period under consideration in the process of comparison. As a result of the study it is established that the emergence of women's writing is connected, first of all, with changes in the social and cultural life of the two countries, reorientation from traditional values to Western feminist concepts. At the same time, it is possible to designate a significant difference between Russian and Chinese women's prose of the 1980-1990s, which is connected with the fact that the representatives of Chinese literature most often introduce the fate of women in the history of patriarchy. In Russian women's literature of the period under consideration, the movement from the canons of Big Literature to the construction of gender identity in the works of the 1990s is clearly manifested. Representatives of Chinese women's literature show women who try their best to become different, to break away from traditional morality, but it is difficult for them to define new life guidelines. It is precisely in Chinese women's prose that the three stages of women's self-expression in a patriarchal world are most clearly traced.
Key words:
Russian women's prose; Chinese women's prose; women's writing; identity; patriarchy
Список литературы
-
Аминева В.Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины ХIХ в. и татарских прозаиков первой трети ХХ в.): дисс.. докт. филол. н. Казань, 2010.
-
Афанасьев А.С. Стратегии гендерных репрезентаций в русской женской литературе 1980 - 2010-х гг.: дисс. … докт. филол. н. Казань, 2022.
-
Ван Аньи. Дядя // Шанхайцы: Сборник произведений китайских писателей / сост. А.А. Родионов и Е.А. Серебряков. СПб., 2003.
-
Галиева Ж. «Женская проза» в литературном процессе 1980-1990-х гг. (на материале творчества Нины Горлановой) // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 277-284.
-
Зумбулидзе И.Г. «Женская проза» в контексте современной литературы // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). Уфа, 2011. С. 21-23.
-
Петрушевская Л. Проза: Современная проза: Грипп // Аврора. 1988, № 9. URL:http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/petrushevskaya/13/j18.html (дата обращения: 10.04.2024).
-
Попова И.М., Любезная Е.В. Феномен современной «женской прозы» // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2008. Т. 14. № 4. С. 1020-1024.
-
Пушкарь Г.А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой*): дисс.. канд. филол. наук. Ставрополь, 2007.
-
Ровенская Т.А. Женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов: Проблематика, ментальность, идентификация: дисс.. канд. филол. наук. М., 2001.
-
Савкина И.Л. Говори, Мария! (Заметки о современной женской прозе) // Преображение (Русский феминистский журнал). 1996. № 4. URL: https://a-z.ru/women/texts/savkina1r.htm (дата обращения: 10.04.2024).
-
Сафиуллин Я.Г. Межлитературный диалог // Теория литературы: словарь для студентов / науч. ред. Я.Г. Сафиуллин. Казань, 2010. С. 53-55.
-
Сюэ Цань. Хижина в горах // https://royallib.com/book/syue_tsan/higina_v_gorah.html (дата обращения: 10.04.2024).
-
Токарева В. Между небом и землей: Повести, рассказы. М., 2004.
-
*Улицкая Л. Медея и ее дети. М., 2004.
-
Черняк М.А. Современная русская литература: учеб. пособие. М., 2008.
-
张洁.张洁文集全11卷[M].北京 人民文学出版社,2011.卷10 @@ Чжан Цзе. Собр. соч.: в 11 т. Пекин, 2011. Т. 10
-
于正荣.俄罗斯当代文学中女性作家的创作主题风格叙事[J].鸭绿江, 2006. № 7 @@ Юй Чжэнжун Тематика и стиль произведений современной женской литературы // Ялуцзян. 2006. № 7. С. 60-64