Журнал «Филоlogos»
Выпуск №11 (декабрь 2011)
Стратегии фреймирования и рефреймирования в современном просветительском дискурсе
В статье рассматриваются когнитивные стратегии фреймирования и рефреймирования, используемые в современном просветительском дискурсе и направленные на формирование представлений людей и моделирование их поведения. На основе анализа современных просветительских текстов на русском и немецком языках описаны коммуникативные тактики и речевые средства реализации данных стратегий.
Ключевые слова
фрейм; фреймирование; рефреймирование; коммуникативные стратегии и тактики
Strategies of framing and reframing in the modern educational discourse
In this paper cognitive strategies of framing and reframing are investigated. They are used in the modern educational discourse to form people's attitudes, their behaviour. Basing on the analysis of the modern educational texts in Russian and German languages communicative tactics and the realization of mentioned above strategies are described.
Key words:
frame; framing; reframing; communicative strategies and tactics
Список литературы
-
Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - М., 2008.
-
Иссерс, О.С. Дискурсивная практика: к определению понятия // Современная речевая коммуникация: новые дискурсивные практики: монография / О.С. Иссерс; отв. ред. О.С. Иссерс. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2011.
-
Кубрякова, Е.С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в сфере словообразования / Е.С. Кубрякова // Известия АН. Серия литературы и языка. - М., 2002. - Т. 61. - № 1.
-
Куприева, И.А. Особенности репрезентации фрейма «внимание» глагольно-именным словосочетанием «pay attention» / И.А. Куприева // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. - Челябинск, 2008. - Т. 1.
-
Лукьянова, Е.Ю. О характере взаимодействия речемыслительных фреймов / Е.Ю. Лукьянова // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. - Вып. 2 (94). - 2011.
-
Малышева, Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование: монография / Е.Г. Малышева; науч. ред. Н.А. Кузьмина. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2011.
-
Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. - М., 1979.
-
Ромашина, О.Ю. Структура фрейма «Эмоциональное звучание» и репрезентация его вершинных компонентов в современном английском языке / О.Ю. Ромашина // Единство системного и функционального анализа языковых единиц. - Белгород, 2003. - Вып. 7. - Ч. 2.
-
Рудова, Ю.В. Фреймовая организация жанра «медицинский буклет» письменного медицинского дискурса / Ю.В. Рудова // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: мат. междунар. науч. конф., г. Волгоград, 29 января 2008 г.; сост. Н.Н. Остринская и др. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2008.
-
Синельникова, Л.Н. Признаки дискурсивной матрицы гуманитарного пространства нового века / Л.Н. Синельникова // Политическая лингвистика. - № 3 (29) 2009.
-
Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер; пер. с англ.: Анистратенко А., Знаешева И. - СПб.: Ювента, 1999.
-
Шейкман, М.М. Фреймирование как инструмент конструирования текстов корпоративного дискурса / М.М. Шейкман // Лингвистика: традиции и современность. - Ростов-на-Дону, 2009.
-
Bundeszentrale für gesundheitliche Aufklärung. URL: http://www.bzga.de (дата обращения 30.07.2011).