Журнал «Филоlogos»

Аннотации статей.

Андронова В.О.. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И АЛЛЕГОРИЯ В НОВОЕВРОПЕЙСКИХ ВЕРСИЯХ ГЕРОИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ

Статья посвящена двум механизмам, которые в XVI-XVIII веках трансформировали жанр героической поэмы: это иносказательное толкование текста и замещение мифологических богов персонификациями. Проанализирована аллегоризация эпического повествования у Т. Тассо, система персонификаций у Вольтера и отношение критики к этим новациям.
The article focuses on the two mechanisms which transformed the genre of the heroic poem in the period from the 16th up to the 18th century .These mechanisms include allegoric interpretation of a text and replacement of the mythological gods by personifications. The article analyses allegorization of T. Tasso´s of epic narrative and the system of personification in Voltaire´s works as well as criticism of the above innovations.

Берзина Г.П.. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ФРЕЙМА-СЦЕНАРИЯ KONKURENZ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Автор рассматривает фрейм как сценарий, то есть как схему и форму деятельности одновременно, что позволяет выявить языковые средства немецкого языка, используемые в конкретной функции, для выражения фрейма-сценария KONKURENZ.
The author considers a frame as the scenario that is as the scheme and an activity form at the same time that allows to reveal the language means of German used in concrete function, for expression of a frame scenario of KONKURENZ.

Дубровина С.Ю.. МЕТОДОЛОГИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ФЕНОМЕНА ПРАВОСЛАВНОЙ ЛЕКСИКИ В ЯЗЫКЕ РУССКИХ ДИАЛЕКТОВ

В публикуемой статье излагаются основные результаты научных наблюдений автора над способами сбора, классификации и методологии представления такого сложного, информативного, функционально и тематически неоднородного словарного массива, как лексика православия. В статье описаны выработанные теоретические позиции анализа состава христианской лексики, определена состоятельность методик семантических полей и дальнейшей классификации.
In this article are set forth basic results of author's scientific observation about information gathering methods, representation classification and methodology of such complicated, informative, functional and topical heterogeneous lexical array as orthodox vocabulary. In this article are described elaborated theoretical positions of Christian vocabulary analysis. The strength of semantic fields method and further classification method is defined.

Дудина Т.П.. ЗВУЧАЩИЙ МИКРОКОСМ Г.Р. ДЕРЖАВИНА (ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ДЕРЖАВИНСКОЙ «МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ»)

В статье рассматривается эволюция авторского сознания Г.Р. Державина, определившая причины его обращения на рубеже XVIII-XIX вв. к драматургии, место «музыкальной драмы» в творчества поэта, ее философская основа и синтетическая природа.
The article treats the evolution of G.R. Derzhavin's author consciousness, considering it as the factor defining the causes of his turning to the dramatic art at the boundary of XVIII-XIX centuries, and also deals with the place of "musical drama" in the poet's creative activity, with its philosophic foundations and synthetic nature.

Капинос Е.В.. СТИХИ И КНИГИ ХВОЩИНСКОГО (И. БУНИН, «ГРАММАТИКА ЛЮБВИ»)

Описание библиотеки Хвощинского и самой ценной в ней книги, которая включает в себя стихотворную эпитафию, придает рассказу Бунина «Грамматика любви» множество стилистических оттенков (сентиментальных, романтических, модернистских), что семантически усложняет образы героев и повествователя.
The description of Khvoshchinsky's library and the most valuable book in it, which includes a verse epitaph, adds to Bunin's short story "The Grammar of Love" a multitude of stylistic variations (sentimental, romantic, modernist) and deepens the characterizations of the protagonists and the narrator.

Комлик Н.Н.. ОДОРИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ ПРОЗЫ И.А. БУНИНА

В статье исследуется "грамматика ароматов", способствующих организации "новых смысловых линий" в художественной прозе И.А. Бунина.
It is the "grammar of aromas" contributing to the creation of "new meaningful trends" in belles-lettres works by I.A. Bunin, that is studied in this article.

Михайлов А.В.. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА «КТО/ЧТО В КАКОМ СОСТОЯНИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»: КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ, ЛЕКСИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ

Статья посвящена описанию лексического наполнения компонентного состава структурной схемы «кто/что в каком состоянии как следствие физического воздействия». Структурообразующим компонентом этой схемы является краткое страдательное причастие.
The paper is devoted to the description of the lexical filling of the component composition of the structural scheme «who/what in what state as a result of physical pressure». Structure-forming component of this scheme is a short form of the passive participle.

Просцевичене Е. И.. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ПРОБЛЕМА НАРРАТОЛОГИИ

Статья посвящена экранизации как важнейшему явлению современной культуры. Внимание сосредоточено на ключевом понятии - визуализации - в его полном значении: не только как экранизации сценарии, но и моменте восприятия художественного произведения. Актуализация всей полноты значений этого понятия должна способствовать уточнению феномена экранизации. Рассмотрены работы Дж. Блюстоуна и Б. Макфарлана.
The article deals with screen adaptation as an essential phenomenon of the modern culture. It focuses the key concept of it - visualization - in its full meaning: not only as a cinematic adaptation of a script but also as a part of an art-work reception. Actualization of full meaning of the concept should further clarify the phenomenon of adaptation. Works by J. Bluestone and B. McFarlane are considered.

Рассадин А.П.. СИМБИРСК ВАСИЛИЯ РОЗАНОВА: К ПРОБЛЕМЕ РЕКОНСТРУКЦИИ

Статья посвящена различным аспектам локального («симбирского») текста в судьбе
величайшего русского мыслителя и философа ХХ века Василия Васильевича Розанова.
The article is devoted to various aspects of the local ("Simbirsk") of the text in the fate of the Greatest Russian thinker and philosopher of the ХХth century Vasily Rozanov.

Сарычев К.В.. «ЧТО ЭТО ЗА ЧЕЛОВЕК?» (М. ГОРЬКИЙ И И. БУНИН О ЗАГАДКАХ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКЕРА)

Посредством сопоставительного анализа рассказов «Коновалов» М. Горького и «Захар Воробьев» И. Бунина устанавливается типологическое отличие присущих писателям трактовок проблемы национального характера и условий, определяющих социальное и субстанциальное бытие русского человека.
By means of comparative analysis of stories "Konovalov" by M. Gorky and "Zakhar Vorobyev" by I. Bunin typological difference between writers' interpretations of the national character problem and the conditions determining social and substantial existence of the Russian man is established.

Свиридова Т.М.. ЯЗЫКОВЫЕ ФОРМЫ С ПОВТОРОМ КАК ЭКСПРЕССИВНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ СОГЛАСИЯ И НЕСОГЛАСИЯ

В статье рассматриваются разные виды реплик-повторов, которые выражают модальные значения согласия и несогласия в диалогической речи.
The article deals with different types of retorts-repetitions which express modal meanings of agreement and disagreement in the dialogue.

Сускина А.А.. ГЛАГОЛЫ С ДИСТАНТНЫМИ СЛОВООБРАЗУЮЩИМИ КОМПЛЕКСАМИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ

В статье рассматриваются глаголы с дистантными словообразующими комплексами в детской речи. Исследование расширяет представление о производном слове, объясняет причины появления глаголов циркумфиксальной структуры в детской речи.
The article says about the verbs with formative distant complexes in children's speech. The investigation extends the exposition about a derivative word, explains the reasons of emergence of verbs with formative distant complexes in children's speech.

Толмачева Ж.Н.. АНТРОПОНИМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ ПЬЕС М.А. БУЛГАКОВА «БЛАЖЕНСТВО» И «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ»

В статье рассматриваются основные антропонимы, обозначающие главных действующих пьес М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич», особенности и причины их изменения в разных редакциях.
The article discusses the personal names of the main characters in plays of M.A. Bulgakov "Bliss"and "Ivan Vasilievich", the features and reasons of their change in different editions

ЫнКюн Чой. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЗМА В РОМАНЕ В. АКСЕНОВА «ОЖОГ»

Статья посвящена проблеме психологизма в романе В. Аксенова «Ожог». Особое внимание уделяется поиску новых форм выражения катастрофического сознания, ориентации писателя на модернистские традиции.
This paper is devoted to psychological problem in V. Aksenov's novel «Burn». Special attention is given to search for new forms of expression about catastrophic consciousness, writer's understanding of modernist traditions.