Журнал «Филоlogos»
Выпуск №19 (4) (2013)
«ПЛЕМЯННИК РАМО» Д. ДИДРО КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИДЕЙНЫЙ ИСТОЧНИК «ЗАПИСОК ИЗ ПОДПОЛЬЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО (МИЗАНТРОПИЯ КАК ФОРМА ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ)
Диалог Д. Дидро «Племянник Рамо» рассматривается в статье как возможный источник парадоксальной позиции героя повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья», у которого мизантропия выступает драматической формой отвергнутого человеколюбия. У героя Дидро эта позиция обнажает разлад рационального и художественного, эмоционального начал в культуре Века Просвещения. Герой Достоевского видит в рационализме источник эгоизма и бессердечия.
Ключевые слова
музыка, театр, опера, мораль
RAMEAUS NEPHEW BY D. DIDEROT AS A POSSIBLE IDEOLOGICAL PARENTAL OF THE NOTES FROM UNDERGROUND BY F.M. DOSTOEVSKIY (MISANTROPY AS A MASK OF HUMANITY)
The dialogue of D. Diderot «Nephew Rameau» can be a source of the F.M. Dostoevsky's novel «Notes from underground» and paradoxical position of its hero, whose misanthropy masks his rejected altruism. In the Diderots dialogue this position exposes the disorder of rational and emotional principles in the culture of Enlighstenment. Dostoevsky's hero sees in the rationalism the source of selfishnes.
Key words:
music, theatre, opera, moral, Enlightenment
Список литературы
-
Алташина В.Д. «Расколотый голос» героев Дидро и Достоевского // Язык и межкультурная коммуникация. СПб., 2010. С. 45-48.
-
Бондарев А. У истоков полифонического романа // Французский фривольный роман. М., 1993. С. 5-18.
-
Григорьев А.Л. Достоевский и Дидро (к постановке проблемы) // Профессор А.Л. Григорьев. Воспоминания. Размышления. СПб., 2008.
-
Дидро Д. Племянник Рамо / Пер. А.В. Федорова // Дидро Д. Сочинения: в 2-х т. М., 1991. Т. 2.
-
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 5. Л., 1973.
-
Лукьянец И.В. Роман Д. Дидро «Жак Фаталист и его Хозяин»: к проблеме художественного метода // Сборник научных трудов / Санкт-Петербургский государственный институт культуры. СПб., 1997. № 48. С. 17-36.