Журнал «Филоlogos»

Аннотации статей.

Архипова Мария Александровна. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КОДЕКСА США)

Данная статья посвящена терминам права и их функционированию в профессиональном дискурсе. Основной задачей является выявление особенностей функционирования терминов англоязычной системы права в Кодексе США. В статье представлен краткий экскурс в историю становления американской правовой системы и подробно рассматриваются законодательные акты, входящие в состав Кодекса, с точки зрения функционирования в них отраслевой терминологии уголовного права. Также рассматриваются функции, выполняемые терминологическими единицами в законодательных актах.
The article focuses on legal terms and their functioning in professional discourse. Its main aim is to find out specific characteristics of the functioning of the English legal terminology in the United States Code. The article presents a brief overview of the American legal system and analyses the legislative acts included in the Code from the point of view of the functioning of Criminal Law terms. It also studies the functions performed by terminological units in legislative acts.

Бабук Александр Вадимович. Антропологический поворот в литературоведении и методологические проблемы анализа текста

В статье раскрывается сущность кризиса, сложившегося в литературоведении на рубеже XX-XXI вв., обосновывается необходимость новых подходов в исследованиях гуманитарных наук. В качестве нового подхода к исследованию художественных текстов в аспекте литературной антропологии, рассматривающей человека как целостный феномен, предлагается синтез феноменологического, мотивного и нарратологического анализа.
The sense of literary crisis that was formed at the turn of the XX-XXI centuries in the article and the need of new approaches in humanities is substantiated. The anthropology as a science that deals with the human as an integral phenomenon is offered as a new researching methodology of literary texts, based on the synthesis of a phenomenological and narratological analyses.

Бурцев Владимир Анатольевич. МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ТОЖДЕСТВЕННЫХ В ДИСКУРСЕ

Излагается метод идентификации высказываний, основанный на выявлении семантических отношений между составляющими высказывания. Метод опирается на разработку тезиса о контексте как о синтаксической пресуппозиции, имеющей языковую составляющую, полученную путем анализа высказывания с точки зрения акта его производства. Техника исследования включает парафразирование, синтаксический и перформативный анализ и демонстрируется на материале языка русской православной проповеди.
The method of utterance identification based upon singling out semantic relations between utterance constituents is specified. The method is based upon the enlargement of the thesis on context as a syntactic presupposition having a linguistic component acquired by way of analyzing utterances from the point of its production act. The technique of study includes paraphrasing, syntactic and performative analysis and manifested by the linguistic data of the Russian Orthodox sermon.

Дубенко Мария Владимировна. К.К. ПАВЛОВА - ПЕРЕВОДЧИЦА ПОЭЗИИ В. СКОТТА (СТАТЬЯ ПЕРВАЯ)

В статье дается обзорный сопоставительный анализ переводов поэзии В. Скотта (отрывков из поэм, а также самостоятельных стихотворных произведений), выполненных К.К Павловой в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в., и их оригиналов, в числе которых: «Песнь» («О дева! Жребий твой жесток!»), «Песня» («Красив Бригнала брег крутой»), «Клятва Мойны», «Военная песнь клана Макгрегор», «Яша» и «Предел родной». В ходе анализа объясняются возможные причины произведенных переводческих трансформаций и выявляется переводческая программа автора, что позволяет вписать переводы Павловой в общий историко-литературный контекст рецепции поэзии В. Скотта в России.
The paper introduces general comparative analysis of W. Scott's poetry performed by K. Pavlova at the end of the 30s and the beginning of the 40s of the XIX century and the original pieces, among them: Song («A weary lot is thine, fair maid»), Song («Brignal banks are wild and fair»), «Nora's vow», «MacGregor's Gathering», «Jock of Hazeldean» and «The maid of Isla». On the basis of this analysis hypothetic reasons of the language transformations are explained, and the author's translation program is revealed, which helps to define the role of Pavlova's translations in the historical and literary context of W. Scott's poetry reception in Russia.

Иванюк Борис Павлович. БАЛЛАДА: СЛОВАРНОЕ ОПИСАНИЕ ЖАНРА

Статья предлагает словарное осмысление одного из наиболее продуктивных жанров мировой поэзии - баллады, представленной множеством национальных вариантов и авторских вариаций, в тематическом, композиционном, стилевом, метрическом и строфическом разнообразии. Освещаются значимые проблемы ее происхождения и истории в контексте литературного процесса, ее типологического сходства, связей и скрещивания с другими жанровыми формами.
The paper includes trying to understand a genre of ballad as one of the most productive genres in the world poetry which was presented in its thematic, compositional, stylistic, metrical and strophic variety by a great number of national versions and author's variations. In this work we investigate significant problems of its origin and history in the context of the literary process, its typological similarities, relationships and crossing with other genre forms.

Кирпичникова Анна Андреевна. ПРОБЛЕМА ПРЕДКЛАССИЦИЗМА В КЛАССИЧЕСКОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 1950-1970-Х гг. (П.Н. БЕРКОВ, Г.Н. МОИСЕЕВА, А.А. СМИРНОВ)

Статья посвящена рассмотрению концепций российских литературоведов П.Н. Беркова, Г.Н. Моисеевой и А.А. Смирнова о предклассицизме. Анализируется, по отношению к какому периоду исследователи используют данный термин, творчество каких авторов относят к предклассицизму. На основании этого делается вывод об основных особенностях предклассцизма и теорий 1950-1970-х гг., утверждавших его существование.
The paper is devoted to consideration of conceptions of P.N. Berkov, G.N. Moiseeva, A.A. Smirnov about pre-classicism: what period the researchers characterized as «pre-classicism», what writers they include into pre-classicism. Basing on this material the author makes conclusions about main features of pre-classicism and theories of 1950-1970-s years that claim the existence of pre-classicism.

Кувшинов Феликс Владимирович. К ПРОБЛЕМЕ «ПОВСЕДНЕВНОСТЬ» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Статья посвящена проблеме понятия «повседневность» в отечественном литературоведении. В исследовании показывается, что традиционное понимание категории «повседневность» базируется на оппозициях («быт»/«Бытие», «форма»/«деформация», «свое»/«чужое» и т.д.), которые не всегда могут описать специфичность репрезентации повседневности в русской литературе, поскольку оставляют за пределами своего внимания такие аспекты этой категории, как «подвиг», «прошлое», «идеология» и т.д. В работе вскрывается сложная структура этого явления в диахроническом диапазоне исследований, начиная с русского формализма, и предлагается понимание категории «повседневность» на уровне научной дефиниции.
The article is devoted to the problem of the concept of «everyday life» in the Russian literature. The study shows that the traditional understanding of the category «everyday life» is based on oppositions («gen»/«Genesis», «form»/ «deformation», «your»/«other» and so on), which are not always able to describe the specificity of representation of everyday life in Russian literature, as leave outside his attention to such aspects of this category, as «exploit», «the past», «ideology», etc. In the work revealed the complex structure of this phenomenon in diachronic range of research, starting with the Russian formalism, and offers insight categories «everyday life» at the level of the scientific definition.

Логвиненко Сергей Викторович. ДОРОГА К ВСЕЕДИНСТВУ: СТАНОВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИНИЦИАЦИИ В РОМАНЕ-МИФЕ М.М. ПРИШВИНА «ОСУДАРЕВА ДОРОГА»

В статье рассматриваются пространственные перемещения главного героя романа «Осударева дорога» как этапы становления сознания, инициация. Анализируется заключительный этап инициации, в котором, пройдя испытания на грани жизни и смерти, герой вступает во взрослую жизнь, обретает сознание как «чистую форму» Всеединства и гармонию собственного «Я» с окружающим миром.
The article describes the spatial movement of the main character of the novel «Osudareva doroga», as the stages of formation of consciousness, initiation. The final stage of initiation, in which, after passing the test on the verge of life and death, the hero becomes an adult, acquires consciousness as "pure form" of Unity and harmony with the world is analyzed.

Пажитных Юлия Александровна. ОБРАЗ РОССИИ В СОЗНАНИИ РОССИЯН В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ. (НА МАТЕРИАЛЕ «РУССКОГО АССОЦИАТИВНОГО СЛОВАРЯ» И «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»)

Статья посвящена вербальным ассоциациям - словесным реакциям, возникающим у носителей русского языка по отношению к концепту «Россия». Анализ «Русского ассоциативного словаря», изданного в конце XX в., и выпусков «Российской газеты» 10-х годов XXI в. помог нам увидеть отношение россиян к своей стране, меняющееся со временем. Важными факторами являются различные внешние условия существования людей: исторические реалии, политическая, экономическая, социальная среда. Обусловленное этими факторами восприятие России у людей постепенно трансформируется, а значит, изменяется и наполнение концепта.
The article is devoted to verbal associations - verbal reactions encountered by native speakers on the concept «Russia». The analysis of the «Russian associative dictionary», published in the end of XX century, and issues of the «Russian newspaper» 10-years of the XXI century helped us to see the attitude of the Russians to their country, which gradually changes. Important factors are different external conditions of human existence: the historical realities, political, economic and social environment. Due to these factors, the perception of Russia was gradually transformed, and therefore, changes and corresponding concepts.

Полякова Татьяна Анатольевна. ПОЭТИКА РОЖДЕСТВЕНСКОГО РАССКАЗА Г.Д. ГРЕБЕНЩИКОВА «СЫРЧИКИ»

В статье рассматривается поэтика неопубликованного рождественского рассказа Г.Д. Гребенщикова «Сырчики», его мотивная и образно-символическая структура. В произведении писатель обращается к сущностным началам народной жизни - ее религиозно-нравственным традициям. В центре повествования судьба маленького Егора, пережившего внутреннее преображение. Рождественский праздник представлен в рассказе как своеобразная точка отсчета будущей судьбы писателя.
The article considers the poetics of unpublished Christmas story «Syrchiki» by G.D. Grebenshchikov, its motif and imagery-symbolic structure. In the book the writer refers to the essential principles of national life - its religious and moral traditions. The story centers on the fate of little Yegor, who went through inner transformation. Christmas holiday is represented in the story as a kind of reference point for the future destiny of the writer.

Турко Ульяна Игоревна. О ВАРИАНТАХ НОВЫХ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ

В статье рассматриваются новые заимствованные слова рубежа XX-XXI вв., характеризующиеся колебаниями в написании. Автор акцентирует внимание на описании случаев буквенного варьирования, выявляет узуальные предпочтения при выборе орфограмм, а также лингвистические основания для написания слов. Отмечается, что для вариантов характерна непоследовательность передачи графического облика иноязычных слов, обусловленная рядом факторов.
The article considers new borrowed words of the turn of XX-XXI centuries, which are characterized by fluctuations in writing. The author focuses on the description of cases of varying letters, identifies usual preferences when choosing orthogram and linguistic grounds for spelling. It is noted that the variants are characterized by inconsistency transfer of graphical appearance of foreign words, which is caused by several factors.

Яковлев Михаил Владимирович. Символика Женственности в поэзии Д. Андреева

Статья посвящена анализу образности, связанной с символикой Женственности в художественном пространстве книги Д. Андреева «Русские боги». Образ Женственности у поэта последовательно мифологизируется. При этом мифологизация образа развивается не как реставрация дохристианских или нехристианских верований, а в перспективе будущего, в рамках неоапокалиптической концепции Розы Мира.
The article is devoted to the analysis of the figurativeness which is associated with the symbolism of Femininity in the artistic space of D. Andreyev's book «Russian gods». The poet sequentially mythologizes the image of Femininity. Meanwhile mythologization of the image develops not as restoration of the pre-Christian or non-Christian beliefs, but in the perspective, in the framework of neoapocalyptic concept of the Rose of the World.