Журнал «Филоlogos»
Выпуск №24 (1) (2015)
ПРОДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
В статье определяется продуктивная модель образования текста в детской речи, работающая при последовательном формировании языковой способности ребенка. В систематизированном обозрении текстов этой модели выявляется ее структура. Проанализированы связность (когезия, ретроспекция) и цельность (интеграция, модальность, завершенность) детского текста полного параллелизма, а также синтагматический, семантический и парадигматический принципы организации описываемой текстовой модели.
Ключевые слова
текст; модель текста; детская речь; полный параллелизм детской речи; text; model of the text; nursery talk; full parallelism baby talk
PRODUCTIVE MODEL FORMING THE TEXT BABY TALK
In article is defined productive model of the forming the text in baby talk, working in consistent shaping the language ability baby's. In systematized review text is revealled structure to this model. Analyzed coherence (cohesion, retrospection) and unity (the integration, modality, maturity) of the baby text of the full parallelism, as well as syntagmatic, semantic and paradigmatic principles to organizations described text model.
Список литературы
-
Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. М., 2009.
-
Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
-
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть первая / Под ред. проф. С.И. Абакумова. М., 1949.
-
Гридина Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи: учеб. пособие. М., 2006.
-
Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 2000.
-
Земская Ю.Н. Теория текста: учеб. пособие / Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова, Л.М. Комиссарова, Н.В. Панченко, А.А. Чувакин; под ред. А.А. Чувакина. М., 2010.
-
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. Л., 1941.
-
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
-
Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие. М., 1987.
-
Мещеряков В.Н. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской. М., 1998.
-
Митрофанова О.В. Классификация текстов в речи ребенка, овладевающего родным языком // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Выпуск 5 (85). Тамбов, 2010. С.342-347.
-
Митрофанова О.В. Системные звуковые образования в тексте-лепете младенца // Проблемы дискурсивного анализа: сборник научных трудов молодых филологов / Отв.ред. Р.П. Козлова, Н.Л. Потанина. Тамбов, 2008. С. 17-22.
-
Митрофанова О.В. Текстообразующая роль повтора в детской речи // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (заочной) / Отв.ред. Н.Н. Болдырев. Тамбов, 2012. С.169-171.
-
Митрофанова О.В. Функциональная значимость ритмической организации детского текста // Текст как единица филологической интрепретации: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20 апреля 2012 г., г. Куйбышев) / Отв.ред. А.А. Куруленок. Новосибирск, 2012. С.168-172.
-
Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
-
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. М., 1981.
-
Николаева Т.М. От звука к тексту. М., 2000.
-
Пискунова С.В. Тайны поэтической речи (грамматическая форма и семантика текста): монография. Тамбов, 2002.
-
Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М., 1977.
-
Русская грамматика: в 2-х т. Том. I. М., 1980.
-
Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979.
-
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
-
Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Общение. Текст. Высказывание. М., 1989.
-
Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979.
-
Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002.
-
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. Т. 5. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1990.
-
Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. М., 1990.
-
Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1960.