ЕГУ им. И.А. Бунина » История университета » Воспоминания о Елецком педучилище

    Воспоминания о Елецком педучилище


    Н.Н.Донскова

     

    Педучилище располагалось в центре Ельца, на углу улиц Коммунаров и Горького в старинном красного кирпича массивном двухэтажном доме, граничащем с Детским парком. В те годы учеба в нем была престижной, конкурс при поступлении был большой. Я успешно сдала экзамены и была принята на 1-й курс в 1937г. Обучение было 3-х годичным. Здесь готовили учителей начальной школы. Известно, что многие его выпускники преподавали в неполной средней школе, в основном в сельской местности. На курс принимали до ста человек. Обычно было четыре группы - А, Б, В, Г. Преподавалось 26 предметов, из них 8 - специальные по методике преподавания. Преподавались русский и иностранный (немецкий) языки, литература общая и детская, математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), история, география, естествознание, физика, химия, рисование, пение и скрипка, физкультура, школьная гигиена, педагогика, военное дело, методики по школьным предметам.

    Преподавание в педучилище было на высоком уровне. Преподаватели работали опытные. Они с первых дней учебы говорили учащимся об огромной ответственности будущих учителей перед учениками, перед школой, перед обществом, тем более, что учитель может оказаться в ситуации, когда не у кого будет спросить совета. Будущие учителя это воспринимали с пониманием. Были отличники, но в основном успеваемость и дисциплина были хорошие.

    До сих пор помнятся такие преподаватели, как Сермус Елена Ивановна. Это была красивая, высокая, с черными волосами, зачесанными на пробор, на вид очень строгая женщина. Она преподавала методику географии в нашей «В» группе и была очень интересным собеседником.

    Вспоминается такой пример. У нас была первая практика. Меня направили в 3-й класс НСШ № 6. В этой школе когда-то А.Н.Сафронова организовала первую воскресную школу для рабочих. Учительница А.Н. Введенская встретила меня доброжелательно, но предупредила, что практика у меня пройдет нормально, если не сорвут уроки двое «трудных» учащихся третьего класса (мальчику было 14-15 лет и он «руководил» всем классом). Я предложила побеседовать с родителями. Она ответила, что он из неблагополучной семьи и родители всю ответственность по воспитанию ребенка возложили на школу.

    Через три дня после наблюдений я шла по улице ужасно расстроенная. Мне встречается Елена Ивановна. Она пригласила меня в кабинет, расспросила о том, что случилось и дала мне очень много до сих пор незабываемых советов. Я этого мальчика с последней парты пересадила на первую. Когда стали выпускать классную стенную газету, я его оставила помогать. Из своей стипендии купила ему тетрадь и цветные карандаши, так как их у него не было. Он стал отвечать на уроках, делать домашние задания. Когда у меня закончилась практика, и я уходила из школы, он плакал.

    Нельзя забыть преподавателя русского языка и литературы Вознесенскую Татьяну Павловну. Эта блондинка с голубыми улыбающимися глазами завораживала нас лирикой. Она сумела заставить многих из нас выучить наизусть поэмы, стихотворения А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Маяковского, многие страницы из произведений Л.Толстого, М.Горького, Н.Гоголя и других.

    А новый преподаватель по алгебре и геометрии Анатолий Захарович нас всех покорил тем, что был молод, высок, красив и потому, что все труднейшие для многих формулы, задачи, синусы, косинусы он умел объяснить легко и доходчиво.

    Приехавший из Москвы преподаватель, кандидат наук Ефимов Сергей Федорович рассказывал о географии так, что мы могли слушать его часами без перерыва. Это был очень интеллигентный, очень знающий человек.

    И еще мы все любили своего классного руководителя, преподавателя физкультуры Ефанова Ивана Устиновича. Наша группа «В», так считали в педсовете, была «мало управляемой и только ему было поручено нами «руководить».

    Преподаватели, во главе с директором педучилища С.Ф. Кривченко, не только учили нас знаниям, этике поведения, но заботились о развитии культурного уровня. В те годы городской театр был на высоте. Здесь выступали замечательные артисты, в том числе из Москвы. Студентам дирекция и профком давали контрамарки в театр. Я до сих пор восхищаюсь режиссурой, игрой артистов, художественным оформлением сцены.

    Давали нам льготы и для прохода в парки. В Детский парк, по указанию дирекции, сторож нас пропускал через дверь из здания педучилища. А во «взрослый» парк мы покупали «льготные» билеты после каждого экзамена. Какой там играл замечательный духовой оркестр. Незабываемы были ослепительно блестящие при вечернем свете оркестровые трубы и захватывающие душу музыкальные мелодии.

    Да! Мы были в ситцевых платьях, в кожаных, накрашенных зубным порошком туфельках на каблучках, вместо ужина - порция мороженого. Но какое радостное было настроение, кругом улыбки, смех и столько мечтаний о будущем…

    Ходили 18 августа в День авиации за Аргамач смотреть, как летают самолеты. Было очень интересно.

    О военной подготовке.

    В педучилище после 2-го курса предстояло пройти полуторамесячную военную подготовку в лагерях. Нас было 60 человек. Режим дня как в армии: подъем в 6.00, зарядка, завтрак, обед, ужин, маршировка, стрельба, отбой ко сну - все по команде, дежурство часового в приспособленной казарме, никаких увольнительных. Я - командир одного из женских отделений. Была строгая дисциплина.

    Начальник лагерей - майор Фокин, комиссар-капитан Чеусов, два командира, комендант и другие службы, как в армии. Занятия проводились за Аргамачем в поле и в лесу. Я научилась хорошо стрелять, почти всегда в цель, и по военному делу в аттестат получила «отлично». Тогда не думала, что это мне пригодится в жизни.

    Казалось бы, ну что там полтора месяца лагерей, казарменный распорядок, строгая дисциплина, учеба по военному делу, навыки применения оружия. Однако произошла какая-то переоценка своей личности, мы стали смелее и увереннее. И это пригодилось в жизни.

    Теперь, анализируя историю, можно сделать вывод, что нашему государству нужно было готовиться к защите Отечества, так как на западе уже шла жестокая, захватническая война.

    В 1939г. был открыт Елецкий учительский институт. Я училась на последнем третьем курсе Елецкого педагогического училища. В институте был набор студентов, и было разрешено принять хорошо успевающих учащихся из педучилища без экзаменов. Я была принята на физико-математический факультет. К сожалению, проучившись 4 месяца, была вынуждена уйти по сложившимся обстоятельствам. По окончании педучилища в 1940 году поступила на заочное отделение в учительский институт.

    Минпросом РСФСР в 1940г. ряд выпускников педучилища был направлен для работы учителями на Дальний Восток, Север, в Среднюю Азию. Я в числе пяти девушек (Бутова, Тюпина, Чернышева, Казанцева) была направлена учительницей русского языка в Таджикистан - Калай-Хумб, на границу с Афганистаном. Работала методистом русского языка районо и вела уроки в школе.

    Когда началась Великая Отечественная война, вместо выезда на сессию в институт, написала заявление в РВК, чтобы послали на фронт. Но с границы не посылали на фронт, а командировали пропагандистом к допризывникам на строительство Памирского тракта вдоль р.Пяндж, на границе с Афганистаном. Через некоторое время была отозвана на работу в партийные органы. Работала в пограничных Калай-Хумбском, Нульвандском, Ишкашимском, Маргабском райкомах партии, по долгу службы участвовала в охране границы. Муж был пограничником.

    В феврале 1945г. я была призвана на службу в погранвойска, 35-й погранотряд на Памире, где высота от 3,5 до 4 тыс.м. В июле 1946г. демобилизована. Пока жила на погранзаставе, не раз пришлось испытать на себе прицел оружия с сопредельной стороны, дежурить с автоматом, хоронить убитых пограничников. Там и тогда шла скрытая война, везде подстерегала опасность.

    После демобилизации из погранвойск по направлению партийных органов (как коммунист) работала в советских и партийных органах. А после окончания РПШ и ВШ при ЦК КПСС в 1953г. направлена на работу в аппарат ЦК Компартии Киргизии в особый отдел инструктором.

    С января 1986г. на пенсии. Награждена медалями «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.», «За самоотверженный труд…», Почетными Грамотами. Вырастила двоих детей.

    С 1993г. проживаю в Ельце, как вынужденный переселенец. Здесь активно участвую в общественной работе - член городского Совета ветеранов, Общества инвалидов, активист мероприятий по выборам и др.

Наверх